Статьи

Главный танцпол » Статьи » Интервью

Денис Матвиенко: «Война таланта с бездарностью была всегда»
Новость об отстранении Дениса Матвиенко от руководства балетной труппой Национальной оперы Украины на прошлой неделе вызвала волну возмущения. Хамства и «местячковости» администрации Оперы не поняли не только коллеги и поклонники Дениса, но и люди, далекие от балета.

В интернете тут же начали собирать подписи в поддержку Матвиенко, а под статьями писали комментарии в стиле «нет пророка в своем Отечестве».

Как будто вместе с Денисом пощечину получили талантливые и успешные украинцы, однажды отважившиеся изменить что-то к лучшему в своей стране, несмотря на успех и признание за рубежом. Но родная страна их продолжает отвергать.

Еще недавно казалось, что у Матвиенко все получилось. Впервые в репертуаре Национальной оперы появились современные постановки, а залы заполнились не только школьниками и приезжими. Благодаря новым премьерам и постановкам западных звезд Киевская опера появилась на карте мирового балета.

«Украинская правда. Жизнь» поговорила с Денисом о его последней попытке вывести украинское искусство на новый уровень.


- Прошло несколько дней с момента вашей пресс-конференции. Была ли какая-то реакция со стороны руководства после ваших публичных заявлений?
- Руководство Национальной оперы считает, что на протяжении полутора лет я не был руководителем труппы, а был просто солистом. Они утверждают, что за это время я не поставил ни одной постановки в театре. Это полное противоречие, потому что если я солист театра, почему я должен был делать какие-то постановки? Даже если я был художественным руководителем, я тоже не должен делать постановки, я не балетмейстер! Я организатор и артист. Изначально мне выдали документы с перечнем моих обязанностей, согласно которым я должен был повышать профессионализм артистов, осуществлять обновление репертуара и так далее. Там не сказано, что я должен что-то ставить. Тем не менее, за год я осуществил 10 проектов. Это постановки «Radio&Juliet», «Класс-Концерт», «Шопениана», «Видение розы», «Quatro». Я привозил Нино Ананиашвили, «Королей танца», «Complexions», делал бенефис с Филиппьевой, премьеру «Баядерки». Получается, по одному проекту в месяц. Этого мало? По-моему, этого даже чересчур много.

- Вам удалось поговорить с гендиректором Петром Чупрыной, вы прояснили свой статус в Национальной опере?
- На сегодняшний день я остаюсь в статусе ведущего солиста балета Национальной оперы Украины. Мне пока не удалось поговорить с генеральным директором. Мы договорились о том, что после моего возвращения с гастролей, 29 апреля, мы встретимся и найдем что-то… даже сам не знаю, что это будет. Я ведь сам не хотел всего этого. Я понимаю, что на любой войне всегда страдает третья сторона – в данном случае, зрители и артисты.

- Что теперь будет с артистами, которые были в вашей команде? Приходилось слышать, что многие уйдут за вами в случае, если вас не будет в Опере
- Мне звонят, пишут артисты, что они не видят смысла своего нахождения в театре без меня. Но я не преследую этой цели, я не хочу разрушать киевскую оперу, ни в коем случае. Поймите, с моим приходом в театр появилась стратегия его развития, я ее реализовывал, и артисты в меня поверили. Теперь они остались у разбитого корыта, я их понимаю. Я человек свободный: развернулся и уехал, а им тут работать. Кроме того, артисты не довольны тем, как поступили со мной. Они собирают подписи в мою поддержку. Хотя, поверьте, я их об этом не просил, я вообще сейчас нахожусь на гастролях.

- Петр Чупрына прокомментировал ваше увольнение, сказав, что вы раскололи коллектив. Это правда? У вас был конфликт с артистами?
- Это абсолютная неправда. Вы можете узнать об этом у артистов. Конечно, в любом коллективе всегда есть люди, поддерживающие стратегию развития театра и не поддерживающие. Это нормально. Но ни для кого не секрет, что за эти 1,5 года профессиональный уровень артистов вырос, о театре заговорили. У нас полные залы. Поэтому говорить о расколе просто смешно. Раскол – это когда спектакли идут на плохом профессиональном уровне или вообще не идут. А когда я выхожу на сцену, меня принимает и зал, и артисты, и оркестр.

- Когда вы пришли в Национальную оперу в качестве руководителя балетной труппы, что вы увидели? Что собой представляла Опера?
- Я знаю Национальную оперу очень давно, я вырос в этой школе. И могу сказать, что на протяжении 20 лет там не происходило ничего. Стоящие премьеры, которые проходили в Опере за это время, можно пересчитать по пальцам. Те же спектакли, которые ставились в 1995 году, шли до моего прихода. Ну не может такого быть! Это неприемлемо для первого театра страны, который должен идти в ногу со временем и выводить наше искусство на мировой уровень.


- В одном из интервью вы говорили, что начали с ужесточения дисциплины. Вам пришлось даже уволить нескольких людей за пьянство. Для вас это было шоком, или вы прекрасно представляли украинские реалии?
- Для меня не было это шоком. Я знал этот театр от А до Я и был готов к таким вещам. Но, извините, когда человек выходит на сцену пьяный… Дело ведь не только в том, что он сам нетрезв. Но он несет ответственность за других – он танцует с партнером. В конце концов, мы говорим о жизни и об опасности получить травмы! Есть хорошая поговорка: можно пить до работы, после, но не во время. Предыдущий руководитель балетной труппы настолько ее распустил, что люди не всегда понимали, что они делают. И это не вина артиста. Они не знали, как нужно работать и соблюдать дисциплину.

- Какие еще ваши решения наталкивались на сопротивление?
- Придя в театр, я написал стратегию развития на ближайшие 5 лет, но она не была поддержана гендиректором. По сути, полтора года я терпел и выжидал. Поверьте, я рациональный человек. Карьеру я тоже строил с мозгами, поэтому она удалась. Это как бежать стометровку. Ты знаешь, что тебе нужно разбежаться и приложить огромные усилия, чтобы победить. Я готов бежать эту стометровку, я знаю, как победить. Но если я с первых метров старта понимаю, что это бессмысленно… Я это понимал, но все таки побежал. И я думаю, что за это время смог сделать что-то хорошее для театра.  

- Совершали ли вы ошибки на этом пути? Возможно, вы что-то делали не так, дергали не за те ниточки, наступали кому-то на мозоли…
- Конечно, ошибки были. Я же человек. Но не ошибается тот, кто ничего не делает. Естественно, сейчас я бы что-то сделал по-другому, но я не вижу своего проигрыша. И реакция руководства как раз говорит о том, что у меня получилось. О Национальной опере заговорили. Это факт.

- Как вам это удалось? Были ли приняты какие-то ключевые решения, которые начали менять ситуацию?
- Поверьте, я не выдумывал велосипед, я руководствовался своим опытом. Я много сотрудничал и с европейскими, и с российскими театрами – Большим, Мариинским. Они уже давно идут по этому пути. Я постарался взять лучшее и правильное из того, что они делали.

- После последней неудачной попытки вы еще верите в возможность вывести украинский балет на мировой уровень?
- Я действительно очень хочу, чтобы театр процветал – со мной или без меня. Чтобы были компетентные, молодые, трезвомыслящие люди. Важно понять: то, что мы делаем сейчас, скажется на театре через пару лет. То, чего мы не делаем сейчас, тоже скажется через какое-то время. Я могу сказать только одно: я не покину Украину, Киев, потому что я уже много сделал для украинского балета, и буду продолжать делать. Надеюсь, у меня получится делать это в театре, я верю в это. Но сказать: «Да, конечно, все получится» я не могу. Я слишком рациональный человек, чтобы разбрасываться громкими фразами.


- В какой ситуации сейчас находятся молодые украинские танцовщики, которые выходят из балетного училища, каковы их перспективы в Украине? Советовали ли бы вы им уезжать заграницу и делать карьеру там, или все же оставаться?
- Украинские артисты - очень талантливые и перспективные. Я бы не хотел, чтобы они уезжали. Но при том, что существует сейчас в театре и за тот короткий срок, который нам отпущен в карьере, я бы на их месте сделал именно так. Но если бы у меня была поддержка руководства Оперы и возможность, за два года я бы привел театр в порядок. Я это говорю абсолютно честно и ответственно. Я знаю, как это сделать.

- Каково вообще отношение украинцев к балету? Чем мы в этом смысле отличаемся от европейцев?
- Наш зритель отличается человечностью и душевной добротой

- Вы все чаще обращаетесь к современной хореографии при том, что вы сильны в классике. Что вам ближе - балет под «Radiohead», или под классическую музыку?
- Классика всегда должна быть, мы всегда будем любить Моцарта, Бетховена, Вивальди. Но современная хореография – это то, что чувствуют люди сейчас. Мы должны идти в ногу со временем, весь мир это делает. Тогда развивается балет, артисты. Нельзя все время прозябать в прошлом. Зачем, если есть интересное будущее?

- Вы говорили о том, что руководство оперы создало систему, при которой «то что хорошо – то плохо, потому что нужно быть середнячком». Это очень напоминает поговорку про украинцев: «Моя хата скраю». Но в чем логика таких действий, вы поняли, почему так?
- Да, есть что-то такое… Думаю, нужно обратить внимание на тех людей, которые руководят культурой в этой стране. У нас много талантливых людей, которые могут создать контраст на фоне тех, кто всем руководит. А война между талантом и бездарностью была всегда.

- И кто победит? Вы в какой сценарий верите?
- Давайте верить в положительный исход.


- Что для вас означает слава? Чем вы платите за возможность быть звездой мирового балета?
- Наверное, чрезмерным вниманием людей. Я готов к этому, но это и плата. Иногда мне хочется, чтобы обо мне забыли и не вспоминали, не звонили. Но это невозможно. Я сам этого добивался, сам этого хотел. Балет занимает 90% моей жизни, и всего 10% остается на семью.

- У вас есть какой-то секрет, как выделиться из сотен танцовщиков и стать звездой мирового уровня? Какова роль удачи в этом процессе?
- Удача играет очень большую роль, как и талант, как и трудолюбие. Это как в притче про осла и морковку, которая висит у него перед носом. Он работает целый день, чтобы получить единственную морковку. И тут выходит какой-нибудь арабский скакун, погарцевал и получил миллион долларов. Это талант. Не все могут стать звездами. Если ты не одаренный человек, то звездой стать невозможно. Но это ничего не значит, потому что в балете есть кардебалет, есть корифеи, есть первые солисты, вторые, ведущие, а есть «этуали». И все делают свою историю. В моей карьере была огромная работа, талант, которым наградили меня Боженька и родители, и удача. Но я считаю, что удача просто так не приходит, она приходит именно к тем, кто много работает и кто талантлив.


Источник: http://life.pravda.com.ua
Категория: Интервью | Добавил: AlexKjuneberg (16 Апреля 2013)
Просмотров: 2356 | Теги: скандал, Денис Матвиенко, интервью, классические, балет, Киев | Рейтинг: 0.0/ 0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Реклама

Присоединяйтесь к нам

Новое видео

Myway Dance Wear Shop - New Hoodie
Dance2sense: Teaser - Fifth Harmony Ty Dolla Sign - Work From Home - Valera Skripka
Dance2sense: Teaser - SPZRKT - Blind Man - Nastya Munich
Dance2sense: Teaser - ZAYN - Mind Of Mine - Polina Ivaniuk
A$AP Ferg–Strive (Feat. Missy Elliot) | House Choreography by Nastya Esipova | D.side danc
Rihanna - What's My Name | Choreography by Olga Zholkevska | D.side dance studio
Tinashe – Cold Sweat | Choreography by Nika Gunko | D.Side Dance Studio
Bricc Baby ft Lil Durk - Chicc 4 Yo Chicc | Choreography by Yana Tsibulskaya | D.side danc
Joe Hertz –At Your Touch | Jazz Pop Choreography by Natasha Iurchenko | D.side dance studi
Монатик - Кружит | DanceSing I'm Ukrainian Creative | D.side dance studio