Статьи
Главный танцпол » Статьи » Интервью |
Раду Поклитару: «Мои первые опусы нельзя показывать никому!»
Для кого-то танец – обычное развлечение, но для именитого хореографа Раду Поклитару его профессия – это прежде всего тяжелая работа. Создатель «Киев модерн-балета» и член жюри шоу «Танцюють всі – 5!» на канале СТБ рассказал о своих многочисленных обязанностях, важности таланта в искусстве и мечтах об Индии. На фото: Раду Поклитару. Источник: СТБ С Раду Витальевичем мы встретились в Киевской муниципальной опере на Подоле. Кабинет мэтра украшали большие абстрактные картины украинских художников… - Вы увлекаетесь живописью? - Да, но этот кабинет разделяю с моей заместительницей – на стене висят картины, принадлежащие ей. А свою коллекцию я держу дома. Там всё, что касается театра – эскизы декораций, костюмов... Впрочем, у меня нет ничего раритетного или редкого, чем можно было бы похвастаться. Я просто получаю удовольствие, собирая предметы искусства, связанные с моей работой. - А работы со временем только прибавляется – летом вас назначили худруком Киевской муниципальной оперы. Как чувствуете себя на новой должности? - Прежде всего, я счастлив, что со мной в связке работает такой замечательный человек, как Оксана Тараненко. Она помогает мне вникнуть в творческие процессы нашего коллектива. А он очень большой! И поэтому работать безумно интересно. Сейчас, например, я с головой ушел в подготовку концерта, посвященного 30-летию театра. Хотя эту дату многие не считают юбилейной, для людей (а есть и те, кто проработал в театре со дня его основания) это большой праздник. - С учетом этой важной и ответственной работы, у вас нет такого чувства, что вы размениваете свой талант, когда по пятницам заседаете в жюри шоу «Танцуют все! – 5»? - Нет. Я считаю, что делаю очень полезное дело, прежде всего для моего театра «Киев модерн-балет». Мы очень много гастролируем по стране и за рубежом. И я точно знаю, что полные залы на наших спектаклях во многом собираются благодаря тому, что я сижу в жюри шоу «Танцуют все!». Телевидение, конечно, отбирает много времени, но я иду на это сознательно. - В проекте «Танцуют все!» зрители часто голосуют не за тех, кто лучше танцует, а за тех, кто более интересен в личностном плане. Хотелось бы узнать ваше к этому отношение… - (Вздыхает и разводит руками.) Признаться, я вообще не понимаю, как голосуют зрители. Я спрашивал у Влада Ямы и Татьяны Денисовой, мол, так было всегда? И они ответили, что всегда… (Смеется.) Это действительно странно, что зрители часто выбивают сильных танцоров из шоу, а слабых оставляют. Это необъяснимый для меня феномен. - Можете тогда дать советы телезрителю, чтобы ему легче было сделать правильный выбор? Как отличить среднего танцора от первоклассного? - Единственное, что всегда работает, это талант. Выращивает человек цветы, занимается живописью или строит дома – мы всегда увидим талант в его работе, если он там имеется. Я вот сейчас по долгу службы прослушивал большое количество фрагментов из опер в исполнении вокалистов Киевской муниципальной оперы. Я не специалист – не дирижер и не певец, но точно знаю, талантливо это сделано или нет. На фото: Раду Поклитару. Источник: СТБ - Вы же сами никогда не были танцором категории «А»... - Это правда. - А что вам помешало попасть в высший дивизион? - У меня были ограниченные физические данные. - Значит, все-таки есть что-то еще, кроме таланта, что превращает обычного танцора в выдающегося? - Нет. Талант – понятие обширное, физическая форма в него тоже входит. Я ведь занимался классическим балетом – это высший пик хореографии. А в шоу «Танцуют все!» достаточно, чтобы человек уверенно чувствовал себя в разнообразных стилях. Там физические данные нет так важны. - Раду Витальевич, вы как-то сказали, что работа в проекте «Танцуют все!» вам привычна, ведь вы ежедневно смотрите и оцениваете танцоров своего балета. Однако у вас в театре никто не оценивает вас, а в шоу за каждой вашей репликой следят миллионы телезрителей. Неужели это не чувствуется? - Я стараюсь об этом не думать. Моя работа – оценивать танцоров, работа телезрителей – оценивать меня. А если в голове будет крутиться мысль о том, что на тебя смотрят миллионы людей, то когда придет время сказать слово, ничего не получится. Поэтому я всегда чувствую себя словно наедине с участником и пытаюсь объяснить ему, что он сделал хорошо, а что плохо. - Расскажите, как сегодня обстоят дела с вашим главным детищем – «Киев модерн-балетом». - Коллектив выступает на родной сцене Киевской муниципальной Оперы несколько раз в месяц. Зато «Киев модерн-балет» много гастролирует. Только что приехали из Черкасс, а сейчас мы готовимся к поездке на 25-й юбилейный фестиваль современной хореографии в Витебске (это старейший подобный фестиваль на территории СНГ). Мы будем выступать в гостевой программе – уже как звезды… (Смеется.) Мы также много гастролируем за рубежом – в ближайшее время посетим Польшу и Нидерланды. А в октябре состоялась премьера спектакля «Геревень», нашей совместной работы с Пермским театром оперы и балета. На фото: Раду Поклитару. Источник: СТБ - Говорят, именно этот спектакль пришелся по вкусу Борису Гребенщикову. - Да, он был на премьере, а потом подошел ко мне, чтобы сказать пару теплых слов – впечатления у него остались самые положительные. Мы даже обменялись телефонами, и Борис попросил меня сообщить ему, когда мы будем с гастролями в Питере или Москве. Сказал, что с удовольствием посмотрит и другие наши спектакли. - Вы не предлагали Гребенщикову поставить спектакль на его музыку? - Нет, но я бы с удовольствием это сделал. Песни Гребенщикова – это очень высокий уровень. - Песни какого периода? - Вот если б вы меня спросили о любимых периодах творчества Стравинского или Чайковского – я бы вам тут же ответил. Я воспитывался на классической музыке и очень хорошо в ней разбираюсь. А Гребенщиков мне нравится в принципе. - Интересно, как вы оцениваете работу своих коллег – вы смотрели мюзикл Константина Томильченко «Барон Мюнхгаузен 3D»? - Да, я был на премьере, когда у них стерлась программа света, ничего не летало и были другие неполадки... Но несмотря на это, я смог оценить с профессиональной точки зрения всю ту гигантскую работу, которую проделал Костя. Он работал с новой танцевальной командой, с новой технической командой, это был вообще его первый опыт большой постановки – и, в общем, у него всё получилось. Например, мои первые опусы нельзя показывать никому! - А они где-то есть на видео? - Не скажу! (Смеется.) - Ну а вас заинтересовала идея совмещать танцы и 3D-эффекты? - Я спокойно отношусь к этому. Недавно состоялась премьера спектакля «Перекресток» на музыку Мирослава Скорика, так вот там мы с художником Александром Другановым использовали проекцию, которая идет постоянно в течение всего спектакля (хотя она и не совсем 3D). Сейчас мне кажется, что эта проекция в некоторых местах мешает воспринимать танец. Это нельзя было проверить заранее, а после премьеры было уже поздно. Я понял, что мне все-таки ближе театр сопереживания в классическом виде. Мне необходимо видеть актера максимально близко, чтобы я мог считывать всё, что происходит у него в душе. - Максимально приблизить зрителя к танцорам может крупный план в кинематографе. Вы так не считаете? - Мне регулярно предлагают снять фильм, но нет. Все равно пленка съедает что-то живое в постановке. Что-то, что можно ощутить, лишь придя в театр. Даже работая над постановкой номеров для шоу «Танцуют все!», я делаю всё так, как будто это будет показываться в театре. Уже на сцене режиссер просит меня иногда что-то подогнать под ТВ-картинку, но я всегда стараюсь сохранить хореографию в максимальном объеме. - Кино могло бы сделать «Киев модерн-балет» рентабельным, ведь театр современного танца вряд ли окупается. - Театр не окупается нигде в мире! Покупательная способность публики всегда меньше, чем театру необходимо для существования. Исключение – бродвейские мюзиклы. А так любой театр живет либо за счет государственных дотаций, либо за счет поддержки со стороны церкви (как в Германии), либо за счет меценатов. Лишь во времена Шекспира театр являлся бизнесом. Но тогда и альтернатив не было: или в театр, или в кабак – пить. Сегодня выбор, куда пойти вечером, гораздо шире. Мой «Киев модерн-балет» был создан по инициативе мецената Владимира Филиппова – без его помощи ничего бы не вышло. Я знаю много молодых и талантливых хореографов, которые мечтают о своем театре, но им попросту ничего не светит. Разве что им, как мне, попадется богатый, образованный, интеллигентный человек, который решится вдруг поддерживать такое странное искусство, как современный танец. - Этим летом о вас вышла книжка – читали? - Да, еще до печати. Текст выслали мне на согласование. Я хотел поменять абсолютно всё. Вычеркнуть все восторженные пики. Потом я бросил эту затею, потому что понял: книгу все-таки написал не я, а Елена Узун. Она очень импульсивная, умная и умеющая восторгаться женщина. Так что я сказал, мол, ребята, делайте всё, как хотите. И книжка вышла без моего участия. Сегодня я даю ее только близким друзьям, потому что меня, правда, смущают тексты. Они чересчур восторженные. Я бы хотел увидеть книгу о себе более сдержанной, аналитичной, спокойной.. - И грустной? У вас всегда слегка грустное выражение лица... - Да? (Удивляется.) Вообще-то я очень веселый человек, но если говорить начистоту, то количество работы, которое мне приходится делать, явно превышает мои физические возможности. В данный момент я и худрук Киевской муниципальной оперы, и исполняющий обязанности генерального директора. Я также веду большой курс по хореографии в Институте культуры, являюсь главой «Киев модерн-балета» со всеми вытекающими последствиями: гастролями, таможнями, расселениями, проблемами, болезнями и репетициями... И плюс ко всему работаю на СТБ. Многовато, и я реально чувствую, что силы меня покидают. - Вы не думали отбросить всё лишнее, чтобы бить в одну точку? - Вообще-то я постоянно думаю о том, чтобы бросить всё! (Смеется.) Но я понимаю, что не могу это сделать, потому что, как писал Антуан де Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Я просто не могу покинуть Киев, ведь я много должен тем ребятам, которые в меня поверили, и с которыми я вместе уже шесть лет. - Можно сказать, что у вас трагическое мироощущение? - Нет. Просто никому не интересен спектакль о человеке, который утром идет на рынок. Поэтому я люблю рассказывать доведенные до крайностей драматические истории. - А что вы еще любите? - Хм... Люблю путешествовать. Люблю Индию. Люблю собирать грибы. - Чернобыльские наши тоже собираете? - Я вас умоляю, мы и без того едим много того, чего есть нельзя. В этом году, кстати, с грибами всё хорошо сложилось. Я чудом умудрился съездить в лес – раз пять! Это реальный кайф, когда ты около шести утра ходишь один по лесу, и только бабушки из кустов робко поглядывают на конкурента... - Если на минутку забыть о Сент-Экзюпери и немного пофантазировать: чем займетесь, когда всё бросите? - К счастью, у меня достаточно много денег, чтобы долгое время ничем не заниматься. - Значит, поедете в Индию – собирать грибы? - (Смеется). О, боюсь, там такие грибы, что их лучше не собирать! Источник: http://dance.stb.ua | |
Категория: Интервью | Добавил: AlexKjuneberg (28 Декабря 2012) | Автор: Роман Щербаков | |
Просмотров: 2934
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |