Статьи

Главный танцпол » Статьи » Интервью

Борис Эйфман: «Балетный мир жесток, но не безумен»
19 февраля Санкт-Петербургский Академический театр балета под руководством Бориса Эйфмана представит на исторической сцене Большого театра спектакль «Роден».

Показ балета пройдет в рамках 19-го театрального фестиваля «Золотая Маска». Накануне визита в Москву петербургский корреспондент встретился с блистательным хореографом, балетмейстером, основателем современного русского балета, народным артистом России, лауреатом Государственной премии РФ Борисом Эйфманом.

На фото: Борис Эйфман

- Борис Яковлевич, чем интересен и важен февральский визит вашего театра в столицу?
- Для нас каждый приезд в Москву – ответственное и радостное событие. К сожалению, по ряду причин (прежде всего, финансовых), мы не имеем возможности часто выступать в столице. Сцены, на которых мы могли бы показывать свои спектакли в Москве, перегружены собственным репертуаром, да и организация гастролей – очень дорогостоящий проект. Но мы настойчиво ищем варианты, и вообще я не мыслю свою жизнь без встреч с московским зрителем, который знает и любит наше творчество уже на протяжении 35 лет. Что касается самой премии «Золотая Маска», то, надеюсь, что спектакль «Роден» и работы наших артистов будут оценены по достоинству. Конечно, награды и звания не могут стать самоцелью в творческой жизни. Но, с другой стороны, мне очень важно, чтобы талант артистов нашего театра был замечен и отмечен.

- Вы уже не раз выступали на сцене Большого театра - и до ремонта, и теперь. Что вспоминается в связи с выходом на сцену Большого?
- Сложно выделить какое-то одно наше выступление в Большом театре. Сейчас в памяти свежи воспоминания о первых гастролях в 1998 году. Тогда сам факт появления в Большом нашего театра был сенсацией, так как прежде право доступа на эту прославленную сцену имели только труппы, аналогичные по государственному статусу Большому театру.

- Почему именно сегодня вы обратились к теме Родена? В этом больше закономерности, случайности или вашей интуиции?
- И то, и другое, и третье. Темы будущих спектаклей всегда сами приходят ко мне. Это можно назвать озарением, интуитивным видением. И такие вспышки – столь же закономерны, сколь и случайны: я могу месяцами вынашивать замысел новой постановки, а потом, в итоге, решиться сочинять балет на совершенно иную тему. Но, в любом случае, этому решению предшествует период накопления информации и мучительных раздумий. Мне всегда была интересна и близка личность Огюста Родена – великого художника, выражавшего и исследовавшего внутренний мир человека с помощью пластики. То есть занимавшегося, по сути, той же работой, которой посвящена моя собственная жизнь. Жертвенный творческий труд скульптора, трагическая судьба Камиллы Клодель, ее драматичные отношения с Роденом – все это стало предметом моих размышлений.

- А любовь и страсть присутствует в вашем спектакле? Ведь Роден известен своей любвеобильностью, романами…
- Меня увлекла и необыкновенная история любви Огюста Родена и Камиллы Клодель (в свои 19 лет она была помощницей и любовницей скульптора. – Прим. Авт.). Это страсть, любовная история, которая дала миру великие шедевры, но это и ревность, которая уничтожила любовь. 15 лет Роден и Клодель составляли одно чувственное и творческое целое. Однако произошедший между ними разрыв нанес роковой удар по личности Камиллы: ее душу испепеляет патологическая ненависть к бывшему учителю и возлюбленному, укравшему, как она полагала, ее жизнь и дар. Целых 30 лет провела она в клинике для умалишенных, где Камилла умерла в 1943 году, забытая и покинутая всеми. Это история двух художников, которые любили друг друга, но не могли существовать вместе, потому что все-таки есть эгоизм художника, всепоглощающая страсть творца, которая стоит выше над всем земным, человеческим. И эта страсть убила не только любовь, но и уничтожила этих двух великих художников.

На фото: Борис Эйфман

- Расскажите о самом спектакле, чем он отличается от ваших предыдущих балетов, несколько слов и о его создателях, о солистах, которые выступят в Москве!
- Я всегда стремлюсь к тому, чтобы каждая моя работа была ярче и глубже предыдущей. Развивая возможности языка тела, с каждой постановкой приближаюсь к решению тех глобальных философских вопросов о человеке и его духовном мире, которые на протяжении десятилетий не перестают волновать меня. В «Родене» с помощью инструментария психологического балета мы исследуем эмоциональную среду, окружавшую гения, и размышляем о трагизме его земного пути. Главные партии в спектакле – Родена и Камиллы Клодель - исполняют наши ведущие солисты Олег Габышев и Любовь Андреева, номинированные на «Золотую Маску» за лучшую мужскую и лучшую женскую роль в балете. Это молодые, но уже абсолютно сформировавшиеся артисты, обладающие яркой индивидуальностью и превосходными исполнительскими данными.

- Извините за вопрос, но он, как говорится, витает в воздухе: почему в вашем театре самая главная (известная народу!) звезда – это Борис Эйфман, а не ваши солисты?
- Не уверен, что вообще стоит рассуждать о степени «звездности» - моей или моих артистов. Мы же не занимаемся шоу-бизнесом. И я, и мои танцовщики вместе делаем одно общее дело, разделяя все профессиональные трудности и радости. Да, наш театр сознании зрителя ассоциируется, прежде всего, со мной. Потому что этот театр - авторский. Но, работая по 10 часов в день, я в последнюю очередь думаю о том, «звезда» я или какое-либо другое небесное тело. Меня волнует моя самореализация в искусстве, а не слава. Но в не меньшей степени я забочусь о творческой самореализации моих солистов. Не случайно почти все они – лауреаты премий «Золотая Маска» и «Золотой софит».

- Почему в ваших балетах редко участвуют приглашенные звезды? Можно ли рассчитывать увидеть в спектаклях вашего театра Диану Вишневу, Ульяну Лопаткину, Светлану Захарову и других звезд классического балета?
- Я всегда рад сотрудничеству с исполнителями такого уровня. Но, во-первых, это непросто осуществить организационно: у всех – постоянные гастроли, проекты. Во-вторых, я нацелен, прежде всего, на работу с собственной труппой, поскольку досконально знаю своих артистов, их психофизику и менталитет. Серьезные и глобальные творческие задачи могу решать только вместе с ними. 

- Как вы оцениваете ту черную полосу, в которую, похоже, сейчас попал Большой театр (затяжной ремонт, конфликты внутри коллектива, критика Николая Цискаридзе и письма в его защиту деятелей российской культуры, уход ведущих солистов Осиповой и Васильева, наконец, зверское нападение на Сергея Филина)? Это цепь случайностей, или что-то большее?
- Я считаю, нужно ставить проблему шире и говорить о черной полосе, которая наступила в жизни всего человечества. Мы озлобились, погрузились в безумие. Сводки новостей все больше напоминают сценарий фильма ужасов. Человечество утратило даже самые примитивные нравственные ограничители, скатилось к первобытному состоянию. У людей больше нет ни совести, ни страха греха. Сегодня нам всем нужно остановиться и задуматься о том, как мы живем и куда движемся. А Сергею Филину я от всего сердца желаю скорейшего выздоровления…

На фото: Борис Эйфман

- После истории с Сергеем Филиным многие утверждают, что не случайно это произошло именно в мире балета… Скажите, балетный мир действительно так жесток, что именно здесь можно плескать кислотой в лицо недругу, или это может произойти в любом другом мире?
- Балетный мир жесток, но не безумен. Разум, как я говорил, скорее, утрачивает все человечество. То, что случилось с Филиным, к сожалению, может произойти с каждым, поскольку сегодня никто не защищен от мрака ненависти, окружающего нас. 

- А ведь и фильм «Черный лебедь» Даррена Аронофски пророчески говорил о «черной» стороне балетного мира… Вы видели этот фильм?
- Психологический триллер на тему балетного закулисья мне понравился именно своей агрессивной непримиримостью и художественной фантазией на тему «Лебединого озера». Никогда не думал, что реалии жизни окажутся куда более страшными.

- Вы – один из немногих серьезных хореографов, работавших с Анастасией Волочковой. Что скажете о том, что теперь она переквалифицировалась в звезду шоу-бизнеса, теперь чаще поет, чем танцует?
- Я не смею осуждать кого-либо за то, как он сам распоряжается своей судьбой. Я несу ответственность только за себя, за своих близких и собственный театр. Анастасия – талантливый и умный человек. Если она поступает так, как поступает, значит, считает это целесообразным.

- На выходе ваш новый спектакль, точней, новая редакцию вашего балета «Братья Карамазовы»? Это кризис новых идей или желание художника довести до совершенства свое произведение, пусть даже двадцать лет спустя?
- Никакого кризиса идей я не испытываю. Замыслы и энергия переполняют меня. Но любой спектакль – живое творение, существующее по особым законам. И обращаясь по прошествии лет к своим старым постановкам, нередко обнаруживаю в них ранее нереализованные идеи. При этом мне очень сложно не поддаться соблазну усовершенствовать собственную работу, привнести в нее те мысли и опыт, которые были накоплены мною. Новый спектакль по роману «Братья Карамазовы» нельзя назвать редакцией нашей старой постановки 1995 года. Это абсолютно оригинальная, самостоятельная работа – и на хореографическом, и на философско-содержательном уровне. Балет будет называться «По ту сторону греха». В нем мы размышляем об истоках нравственного падения «семейки» Карамазовых, исследуем души главных героев во всей их сложной и трагической противоречивости. Премьера спектакля состоится 2 апреля в Петербурге. Надеемся, что и столичные зрители вскоре увидят этот балет.

- Приглашают ли вас ставить спектакли в Большом театре, в Мариинке, за рубежом? 
- Предложения от зарубежных театров поступают регулярно. Но на практике такие проекты очень непросто реализовать: я нахожусь в постоянной напряженной работе со своей труппой и не могу ее бросать на длительный срок. Сейчас, например, готовимся к выпуску премьеры, а параллельно я сочиняю новый балет. Разве можно, находясь в таком режиме, оставить все и улететь из Петербурга на несколько месяцев?

На фото: Борис Эйфман

- Вы только что открыли в Петербурге, на Петроградской стороне, Академию танца Бориса Эйфмана? Могут ли в ней учиться талантливые дети из Москвы, Московской области, из провинции? Что им для этого нужно сделать, в какие сроки?
- Академия танца начнет работу 1 сентября 2013 г. В ней смогут получить уникальное балетное образование одаренные дети со всей России – из столиц, из отдаленных регионов, откуда угодно. В данный момент идет активная работа по набору учеников. Мы принимаем в Академию детей 6,5-7 и 10-11 лет. Для зачисления необходимо пройти несколько отборочных туров. О времени и месте проведения ближайших просмотров родители могут узнать по телефону 8-812-405-90-97. Кроме инновационных программ профессионального обучения, мы видим своей целью дать детям-сиротам, детям из неблагополучных семей полноценное балетное образование.

- В мае маэстро Валерий Гергиев представит мир вторую сцену своего театра – масштабную Мариинку-2. А как продвигается идея строительство Дворца танца (Театра Эйфмана) на набережной Европы в Петербурге? Какие последние новости с вашей стройки века?
- Сейчас официальными лицами озвучена дата реализации проекта Дворца танца - 2015 год. У меня есть вера в то, что через несколько лет наш театр сможет жить и работать в новом суперсовременном здании. Причем туда въедет не только наш коллектив, но еще и труппа классического балета, а также творческая лаборатория молодых хореографов, занимающаяся поиском новых хореографических идей. Такой культурный объект не только Северной столице, но и стране необходим.

- Борис Яковлевич, несколько слов о вашей семье: чем занимается ваша жена, чего достиг ваш сын?
- Моя жена, народная артистка России Валентина Морозова, в прошлом – ведущая солистка нашего театра, ныне трудится в нем педагогом-репетитором, успешно передавая свой колоссальный сценический опыт молодым танцовщикам труппы. Сын учится в Санкт-Петербургском государственном университете, на факультете свободных искусств и наук. Он не пошел по моим стопам, не приобщился к миру балета. Но я не считаю это драмой нашей семьи: каждый должен заниматься только тем делом, к которому лежит душа.


Источник: http://vmdaily.ru
Категория: Интервью | Добавил: AlexKjuneberg (17 Февраля 2013)
Просмотров: 6500 | Теги: балет, интервью, Санкт-Петербург, Борис Эйфман | Рейтинг: 0.0/ 0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Реклама

Присоединяйтесь к нам

Новое видео

Myway Dance Wear Shop - New Hoodie
Dance2sense: Teaser - Fifth Harmony Ty Dolla Sign - Work From Home - Valera Skripka
Dance2sense: Teaser - SPZRKT - Blind Man - Nastya Munich
Dance2sense: Teaser - ZAYN - Mind Of Mine - Polina Ivaniuk
A$AP Ferg–Strive (Feat. Missy Elliot) | House Choreography by Nastya Esipova | D.side danc
Rihanna - What's My Name | Choreography by Olga Zholkevska | D.side dance studio
Tinashe – Cold Sweat | Choreography by Nika Gunko | D.Side Dance Studio
Bricc Baby ft Lil Durk - Chicc 4 Yo Chicc | Choreography by Yana Tsibulskaya | D.side danc
Joe Hertz –At Your Touch | Jazz Pop Choreography by Natasha Iurchenko | D.side dance studi
Монатик - Кружит | DanceSing I'm Ukrainian Creative | D.side dance studio