Статьи
Главный танцпол » Статьи » Репортажи |
Танец маленьких крысят
Уже 300 лет в L’ecole de danse работает правило — выживает здесь только сильнейший В Париже на сцене Opera Garnier проходят ежегодные показы учеников французской L'ecole de danse — старейшей балетной школы, которая в 2013 году отпразднует свое 300-летие. Открытые уроки предваряют масштабные юбилейные торжества, запланированные на апрель, и призваны укрепить международную репутацию французской школы, исправно поставляющей балету Парижской оперы идеально обученных артистов. Традиция открытых показов по итогам первого триместра учебного года, равно как и ежегодный выпускной спектакль, датируется 1977 годом и принадлежит Клод Бесси — директору-реформатору балетной школы Парижской оперы. До этого "маленьких крысят", как принято называть учеников, задействовали лишь на вторых ролях в грандиозном дефиле в начале сезона. Нынешняя начальница, бывшая прима Оперы Элизабет Платель, принявшая эстафету руководства в 2004 году, решила все традиции не только сохранить, но и упрочить. Ведь именно на них держится непоколебимый авторитет французской школы классического танца, основы которой заложил еще Людовик XIV. "Король-солнце", покровитель балета, изначально придумал Королевскую академию танца исключительно для совершенствования мастерства придворных артистов. "Танец делает человека более ловким на службе королю как на поле битвы, так и в его развлечениях",— говорилось в указе. И лишь спустя полвека, в 1713-м, школа принялась за исполнение своих сегодняшних обязанностей, а именно за воспитание артистов балета для труппы Парижской оперы. Учебный процесс представляют в три декабрьских выходных. На это время сцена Opera Garnier становится балетным классом, а ученики (утром — младших классов, после обеда — старшеклассники) и их педагоги — артистами. Всего шесть уровней обучения, на каждом мужской и женский класс. Таким образом на глазах у зрителей — а зал заполняется даже в десять утра — маленькие tendu превращаются в большие батманы, простые вращения в воздушные туры, а высокие полупальцы вырастают до пуантов. Самым юным ученикам восемь лет. С их первых школьных дней и вплоть до выпуска педагоги не устают твердить азы: чистые позиции, четкие направления, строгая вертикаль корпуса, на прыжках толкаться ногами, а не всем телом, на пуанты мягко подниматься, а не вскакивать, и железная техника не отменяет танцевального верха и мягких рук. Впрочем, французская школа сегодня может гордиться не только образцовой академической выучкой, но и сильными классами современного танца. Почти половину репертуара Оперы составляют балеты современных хореографов, и говорить на их языке, отличном от классического, детей в школе приучают с самого начала. Во втором отделении те же малыши, которые только что старательно фиксировали "два плеча — два бедра", свободно "разбирают" свои тела на части. Головы, шеи, плечи, бедра шустро работают изолированно друг от друга. Тут же были представлены и фрагменты уроков по народно-характерному и историко-бытовому танцу. "Не забывайте, что вы танцуете все вместе и для зрителей",— жестко пресекала педагог любые попытки учеников выделиться из строя. Одним из самых эмоциональных и эффектных уроков оказался класс пантомимы. Французы ценят актерское мастерство в балете едва ли не выше виртуозности, поэтому с малолетства ученики занимаются этим предметом не просто прилежно — вдохновенно и радостно. Надо видеть, как живо по команде учителя они удивляются, негодуют, возмущаются, ссорятся и мирятся. Учебный этюд на тему повседневной жизни (семья на пикнике в парке) выдал блестящую галерею парижских типажей: нервно фыркающая по сторонам мадам, флегматичный отец семейства, непослушные дети, прогуливающийся неподалеку сноб и даже маленькая глупая собачка. О том, какой ценой даются сценическая легкость и естественность, французы предпочитают не говорить. Железная дисциплина, никаких поблажек, и выживает (то есть попадает в труппу Парижской оперы) здесь сильнейший. Это правило работает вот уже 300 лет. И за свою мечту ученики готовы лечь костьми, что они и продемонстрировали в финале, выстроившись на сцене в сакральное слово — "Opera". Источник: http://www.kommersant.ru/ | |
Категория: Репортажи | Добавил: admin (01 Января 2013) | Автор: Мария СИДЕЛЬНИКОВА | |
Просмотров: 2014
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |