Статьи

Главный танцпол » Статьи » Репортажи

Кавказский стиль национального балета
Балет для Дагестана явление необычное, можно даже сказать немного странное. Движения, форма одежды, репертуар, казалось бы, – все далеко от представлений о республике. Джигиты и горянки не должны «скакать по сцене в трико и балетных пачках» – скажете вы.

Несмотря на все предубеждения, в республике вот уже 13 лет существует Дагестанский государственный театр оперы и балета. Работает он успешно, то и дело привлекая внимание премьерами и удивляя своеобразностью постановок.

Совсем недавно театр оперы и балета закрыл очередной театральный сезон, о том, что сделано за последний год, и планах на ближайшее будущее мы поговорили с художественным руководителем балетной труппы Мусой Оздоевым.

Кавказский стиль национального балета

Само собой разговор «накренился» в сторону балета….

За период работы в дагестанском театре Мусы Оздоева балетное искусство получило новые очертания и значительно выросло в профессиональном плане. То, что когда-то казалось невозможным – сегодня уже никого не удивляет.

В первую очередь, Муса Хазботович рассказал о том, что за прошедший сезон его труппа проделала большую работу и вышла к зрителю с двумя серьезными премьерами. Два одноактных спектакля на музыку П. И. Чайковского – «Гамлет» (либретто М. Оздоева по произведению У. Шекспира), «Поэт и муза» (авторское либретто М. Оздоева) – это совершенно новый уровень в творчестве артистов театра оперы и балета.

– Музыка Чайковского очень серьезная, браться за нее непрофессионалам значит обречь себя на жестокую критику. Чтобы использовать произведения этого композитора, нужно предварительно пройти несколько этапов развития, что называется «дойти до уровня». Потому мы только спустя 13 лет существования театра впервые обратились к классику. Сегодня мы уже можем позволить себе такой серьезный репертуарный ход, – отмечает художественный руководитель группы.

Помимо двух успешных премьер, в этом году коллектив театра оперы и балета возродил спектакль «Энигма». Его ставили еще 4 года назад, но из-за ухода артистов и других обстоятельств он сошел со сцены. Новая версия получилась лучше прежней. Изменился сценарий, расширились временные рамки.

– В отличие от работ, где преимущество отдавалось национальной хореографии, «Энигма» – это уже европейское направление балета, современный пласт на музыку известной немецкой группы, – рассказывает М. Оздоев. Эта постановка – оригинальное творение художественного руководителя балетной труппы. На сцене развернулась история о человеке, который, попав под давление стереотипов, становится бесчувственным. По мнению режиссера, от гнета темных сил солиста балета способна избавить только любовь.

Еще одной крупной постановкой театра оперы и балета стала премьера, закрывшая театральный сезон. Музыкальная комедия народного артиста России Ширвани Чалаева по мотивам произведений Ахмедхана Абу-Бакара «Странствия Бахадура» подняла вокруг себя много споров в театральных кругах. Кто-то считает, что спектакль удался, другие указывают на ошибки в режиссуре.

Надо отметить, что «Странствиями» занимался достаточно опытный и профессиональный режиссер из Москвы – Виктор Рябов. Но сжатые временные рамки и недостаточная осведомленность об исконных дагестанских обычаях наложили свой отпечаток на конечный «продукт»…

Кавказский стиль национального балета

– Приглашенный режиссер может быть гораздо профессиональнее и талантливее местных, но доверять ему сугубо национальные постановки не всегда оправданно, так как человек со стороны не успевает за короткий срок полностью вникнуть во все нюансы национального менталитета, отсюда и некоторые ошибки в режиссуре, – высказал свое мнение Муса Хазботович.
По этому вопросу разгорелся небольшой спор. Подошедший во время нашей беседы с хореографом художник театра Ибрагимхалил Супьянов настаивал на том, что именно сторонний режиссер, испытывающий чувство восхищения к Дагестану, может как никто другой передать его своеобразие.
Однако отстаивая такую позицию, художник не учел того, что не каждый приглашенный деятель влюбляется в Дагестан. Кто-то относится к нему холодно, и эта незаинтересованность явно заметна в спектаклях.
Спор в этом ключе продолжался достаточно долго, но, в конце концов, разговор вернулся в свое русло, то есть вновь коснулся хореографии.
Заслуженный артист России Муса Оздоев поведал еще об одной своей постановке – музыкальной сюите, сделанной по заказу ингушского Министерства культуры. Работа над десятиминутным музыкальным номером была достаточно сложной. Предложенные заказчиком музыкальные композиции хореограф передал известному в Дагестане аранжировщику Рамизу Гаджиалиеву. Благодаря его серьезной творческой обработке музыка приобрела новые очертания и засверкала сотнями красок.
– Когда музыка хорошая, и работать легче. Звуки сами рисуют образы, которые остается воплотить в танце. Рамиз превратил две национальные композиции в настоящий музыкальный театр, в котором сочетается спокойствие старины и энергия современности, – подчеркнул хореограф.
С этой танцевальной сюитой артисты дагестанского балета выступили на праздновании 20‐летнего юбилея в Ингушетии и на сцене Кремлевского дворца съездов в Москве. Танец был принят с восторгом! Такого от дагестанцев не ожидал никто. Художественный руководитель труппы получил множество лестных отзывов от коллег и просто ценителей искусств.

Кавказский стиль национального балета

Вообще принципом своей работы М. Оздоев считает стратегию контрастов и синтеза. Он постоянно экспериментирует и эти поиски дают достаточно интересные результаты. Его работы основаны на слиянии разных культур и хореографических пластов. Он запросто сочетает национальную хореографию с классической и модерновой. На сцене это смотрится впечатляюще и очень привлекает зрителя. На основе таких альянсов М. Оздоев планирует в ближайшее время создать программу «Ноев ковчег, или Загадка Кавказа», которая будет включать в себя элементы хореографии разных народов Кавказа. Отдельные части программы уже готовы.
Муса Хазботович – человек креативного мышления, у него на все особый взгляд. И свою точку зрения он всегда умело отстаивает. Это отчетливо видно во всех его постановках. Его цель – создание нового стиля кавказского национального балета, который будет отличаться от традиционного не только хореографией, техникой исполнения, но и костюмами.
– Изначально наши артисты стеснялись работать в балете, особенно мужская половина. Ведь балет ассоциируется с трико, в котором танцор выходит на сцену. Но я считаю, что кавказцам не нужно танцевать в традиционной балетной одежде, это можно делать и в более подобающих костюмах. Классических оперных трупп в России достаточно, их можно приглашать на гастроли и приобщаться к высокому искусству. В то время как от нашего коллектива ждут чего-то необычного, пропитанного национальным своеобразием трактовки. В этом направлении я и работаю, – говорит М. Оздоев.
Но есть у балета и некоторые проблемы. В первую очередь – скудное финансирование. Артисты стеснены в личных средствах, да и на гастрольные поездки средств совсем нет. В то время как гастроли и обмен опытом – это важная составляющая творческого роста и успеха любого театрального коллектива…

Источник: http://aksakal.info
Категория: Репортажи | Добавил: admin (25 Августа 2012)
Просмотров: 2438 | Теги: балет | Рейтинг: 0.0/ 0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Реклама

Присоединяйтесь к нам

Новое видео

Myway Dance Wear Shop - New Hoodie
Dance2sense: Teaser - Fifth Harmony Ty Dolla Sign - Work From Home - Valera Skripka
Dance2sense: Teaser - SPZRKT - Blind Man - Nastya Munich
Dance2sense: Teaser - ZAYN - Mind Of Mine - Polina Ivaniuk
A$AP Ferg–Strive (Feat. Missy Elliot) | House Choreography by Nastya Esipova | D.side danc
Rihanna - What's My Name | Choreography by Olga Zholkevska | D.side dance studio
Tinashe – Cold Sweat | Choreography by Nika Gunko | D.Side Dance Studio
Bricc Baby ft Lil Durk - Chicc 4 Yo Chicc | Choreography by Yana Tsibulskaya | D.side danc
Joe Hertz –At Your Touch | Jazz Pop Choreography by Natasha Iurchenko | D.side dance studi
Монатик - Кружит | DanceSing I'm Ukrainian Creative | D.side dance studio