Статьи
Главный танцпол » Статьи » Образовательные |
Bосточный танец - достояние многих культур!
История восточного танца Происхождение восточного танца можно сравнить с происхождением жизни на земле – множество легенд, противоречивых сведений и теорий, и ни одного доказательства, что все было именно так, а не иначе. Видимо, развитие танца не считалось настолько важным событием, чтобы запечатлеть его историю документально. Немаловажен и тот факт, что понятие «восточный танец» (Oryantal danse) включает в себя десятки танцев из разных культур, разных народов, многие из которых уже не существуют. Вариант восточного танца, который мы знаем как «танец живота» (беллидэнс), получился именно благодаря смешению стилей. Упоминания о танцах, которые напоминают беллидэнс, встречаются у народов Гималайских гор и Тибета, в древнеславянских письменах, в древнеегипетских рисунках и среди археологических находок у вымерших народов, которые жили на территории современных исламских государств. Интересно, что в старинных этнических танцах на Гавайях (Хула), которые отделены океаном от Евразии, тоже наблюдаются элементы восточных танцев. Судя по сохранившимся историческим данным, танец живота когда-то четко делился на два вида: • Низший, который исполняли танцовщицы Гавази (вроде цыганок) и девушки не мусульманки для публики, в том числе и за деньги. Для этого танца были характерны вызывающая одежда и довольно откровенные движения, с эротическим подтекстом. • Высший. Ему обучались жрицы храмов и девушки из хороших семей. В таком танце все движения были направлены на управление собственной энергией, танец помогал решить духовные проблемы, улучшить здоровье, и не только свое. Одежда, соответственно, была более закрытой и целомудренной, без сексуальной агрессивности. Целью такого танца было пробудить спящую энергию или, напротив, успокоить ее. Подобный танец женщина могла исполнить только для одного мужчины – своего мужа или в храмовом ритуале. Определенные движения восточного танца родом из ритуальных танцев африканских племен – они использовались, чтобы ускорить и облегчить роды. Видимо, эти движения попали в танец живота благодаря жителям северной Африки, которых нередко захватывали в рабство, и продавали по всей территории юго-восточной части Евразии. Немалый вклад внесли в развитие восточного танца живота и славянские девушки, которые тоже не по своей воле покидали родину. Завершающий штрих в создание танца внесли европейцы, которые имели свое представление о том, каким он должен быть. В угоду европейским и американским туристам, в восточных клубах и прочих увеселительных заведениях девушки стали исполнять танец живота практически в том виде, который сейчас считается «классическим». Потом еще немного «навели лоск» хореографы Голливуда, на съемках фильмов восточной тематики, и дополнили эмигранты из стран Ближнего Востока, Египта, Индии. Таким образом, восточные танцы можно считать международным достоянием. Они родились из крупиц самого ценного, что было в танце каждого народа, создав волшебный, неповторимый, многогранный танец живота Стили На западе распространено мнение, что восточные танцы – это танец живота и только, но на самом деле, в группу восточных танцев входит около 50 стилей, даже танец живота по-разному исполняется, в зависимости от школы (а их есть порядка 10). Среди самых распространенных стилей восточного танца можно отметить: • Традиционный восточный стиль • Фольклорный • Современный Египетский стиль • Современный западный стиль (Bellydance) Традиционно восточные стили танцев Классика — ракс шарки (на его основе развился европейский вариант танца живота), в нем выделяют: • Египетскую школу, для которой характерно более сдержанные движения, с акцентом на движениях верхней части корпуса и шагах. Это довольно ритмичный стиль. • Ливанскую школу, которая отличается более свободными, раскованными движениями, в которых преобладает работа диафрагмой и бедрами (это прототип bellydance), часто используются элементы танца на полу. • Турецкую школу или Oriental Tansi, где движения ярко выраженные, сильные, особенно бедрами и диафрагмой, с акробатическими элементами. Танец имеет яркую эмоциональную окраску, большое внимание уделяется аккомпанирующей мелодии, ее смыслу, а не ритму. Храмовый танец (сакральный танец) движения имеют сакральный смысл, они создаются не разумом, а телом танцовщицы/ танцора. Для этого стиля важно правильно дышать и позволить внутренней энергии «течь» свободно, без препятствий и напряжения. Фольклорный стиль Народные танцы – беледи (баляди, baladi), саиди (saidi), фаллахи (fellakhi), халеджи (khaleegy), дабка (dabke), александрия (alexandria). Этот стиль отражает яркие особенности того или иного народа или группы людей – фаллахи, танец египетских крестьян; дабке – групповой веселый танец, напоминающий сиртаке или хаве нагиллу; александрия – танец жителей города Александрия и т.п. Современный Египетский стиль Или танец фараонов. Хотя это, скорее импровизация в современном понимании танца, чем традиционное исполнение, поскольку свидетельства о танце остались только на древних фресках в виде изображений женщин, застывших в определенной позе во время танца. К сожалению, носителей древней египтской культуры (в том числе танцев и музыки) до наших дней не сохранилось. Современный западный стиль Белли дэнс (Bellydance) – ракс шарки в западной интерпретации, он же танец живота – исполняется чаще всего соло, базируется на импровизации. На самом деле, название «беллидэнс» (белли данс, белли денс) подразумевает целый ряд традиционных танцев Востока, а порой и смешение разных стилей, с акцентом на движения бедер и живота. Именно такого рода танец впервые был официально продемонстрирован в Европе, в начале прошлого века и довольно быстро завоевал популярность публики. Благодаря голливудским фильмам, которые не упустили возможности вставить «изюминку» в привычные сюжеты, за танцем живота закрепилось название беллидэнс и довольно откровенный костюм, обнажающий живот, грудь, ноги. Если говорить о традициях, то в восточных танцах далеко не всегда демонстрируют открытое тело – это уже европейские нововведения, призванные добавить зрелищности танцу, сделать его более эффектным. В классическом варианте восточного танца живота чаще всего используют платья, закрывающие ноги и тело, или комплект – лиф (топик) и шаровары (длинная юбка), но при помощи сеток-вуалей, украшений из бисера или монеток прикрывают живот и максимально закрывают грудь. Кстати, одежда в белли денсе играет довольно интересную роль – она позволяет сделать акцент на нужных движениях, или вообще становится частью танца с соблазняющим уклоном. Такой прием нередко использовали в старых голливудских фильмах – танцовщица выходит в расшитой монисто или бисером блузе, которая закрывает практически все тело и такой же юбке. Во время танца, начинает постепенно снимать юбку и блузу, а под ними – еще один слой, чуть более открытый, но не менее богатый. И так продолжается, пока на исполнительнице не останется лиф на тоненьких шлейках и юбка или шаровары из полупрозрачной ткани. Для такого танца используют минимум 4 слоя одежды, которая снимается по-разному. Готический танец живота (Gothic Belly Dance) основные движения классического ракс шарки положены на готическую музыку. Большое внимание уделяется костюму для танца — именно он отражает настроение и смысл. В костюме используют мотивы викторианского стиля, панк, готические мотивы и ренессанс. Tribal (групповой, племенной) - Трайбл белли дэнс (American Tribal Style) – ), в отличие от классического варианта, исполняется под этническую музыку на традиционных восточных инструментах. «Tribal» означает «относящийся к племени, роду» — обычно исполняется группой. В движениях, как и в костюмах используются мотивы ближневосточных, азиатских, африканских танцев, в том числе и фламенко. Трайбл беллиданс довольно демократичен в хореографии – допустимы практически любые сочетания движений из различных восточных танцев, приветствуется «натуральность» и некоторая игривость в танце. Основной отличительной чертой трайбл белли дэнса является царская осанка и четкие, сильные движения рук. В костюмах используют множество украшений из бисера, цветов, бус, перьев и т.д., а также натуральные, тяжелые ткани, что тоже сильно отличается от классического танца живота.. - Трайбл фьюжн белли дэнс (Tribal Fusion Belly Dance) – новое течение, которое еще не завоевало большой популярности, но уже набирает силу. В этом стиле танец исполняется под синтезированную этническую музыку или вообще не этническую, но довольно тяжелую. В движениях чаще присутствуют элементы европейских и современных танцев. «Рисунок» танца также сильно перекликается с этими направлениями. В костюмах и украшениях сочетают мотивы разных культур и народов, в зависимости от построения танца. Исполнять трайбл фьюжн белли дэнс могут как в группе, так и соло. Еще недавно школы танцев включали разновидности белли дэнса в общую программу танца живота как дополнение. Но сейчас уже трайбл белли данс и трайбл фьюжн белли данс выделили в отдельные направления и изучают как самостоятельный вид восточных танцев, по ним проводят отдельные выступления и конкурсы. Разнообразие внутри этих направлений танца живота настолько велико, что группа, как правило специализируется только на одном из них. Кабаре белли данс (Show Bellydance, Belly Mix, трибарет) вариант сценического танца живота с элементами разных школ и даже разных стилей танца. Как правило, это классические движения Ракс Шарки, положенные на современную восточную музыку и построенные согласно представлениям западных хореографов, часто используется дополнения – танец со змеей, танец с огнем, с мечами и т.п. Фитнес белли дэнс танец живота с элементами аэробики, это более спортивный танец, оздоровительный, который практически не используется для выступлений. Belly Sexy танец живота с элементами стрип-пластики. В танцевальных школах, как правило, изучают несколько основных видов арабского танца, которые приняты в большинстве арабских стран: - Oriental Dance (Ориентал дэнс) – общее название восточных танцев, в которые входят и арабские танцы. - Belly Dance (Белли дэнс) – танец живота в современной аранжировке, основанный на традиционных арабских танцах. - Raks Sharqi (Ракс Шарки) – сценический танец живота, принятый в арабских странах. - Raks Baladi (Ракс Балади) – народный арабский женский танец, который исполняется соло. Допускает большую свободу движений, костюма и построения танца, чем Шарки. - Shemadan Dance (Шемадан дэнс) – торжественный танец с канделябрами, традиционно исполняется на свадебной церемонии в арабских странах. Требует большого мастерства от танцовщицы – ни одна свеча на канделябре не должна погаснуть, чтобы молодоженов ждало семейное счастье. - Khaliji Dance (Калиджи дэнс) – быстрый женский танец, у которого акцент сделан на верхней части тела – плечи, руки, голова, основные движения танца — за счет ног, различных шагов и наклонов корпуса. Непременное условие для Калинджи – длинные волосы, которые создают нужный эффект во время движений. - Raks el asaya (Ракс эль асая) или танец Саиди с тростью (асайя) – немного измененный ритуальный танец Тахтиб, в котором мужчины имитировали конное сражение с бамбуковыми палками. Для Саиди характерны крадущиеся шаги вперед-назад и подпрыгивания, которое напоминают движение скакуна и сопровождаются манипуляциями с тростью. Этот танец может исполняться как мужчинами, так и женщинами соло или в паре. От танцоров требуется большое мастерство владения тростью. Костюмы Танцев в современном мире существует множество – сценических, церемониальных, ритуальных и т.п., и для каждого характерен свой наряд, украшения. Но, пожалуй, не один вид танцев не отличается таким разнообразием костюмов, как танец живота. Костюмы для восточных танцев принято богато украшать, используя бисер, живые цветы, бахрому, монисто, пайетки, жемчуг, золотистые шнуры и богатую вышивку. Одежда для восточных танцев обычно состоит из безпоясной юбки или шаровар и коротенькой кофточки, с рукавами или без. Исполнители танцев типа Шарки, Беледи, поверх шаровар надевают платье или юбку, иногда делают драпировку шалью или сари. Сари, восновном, применяют в индийских танцах. Вообще же костюм для индийских танцев зависит от конкретного стиля – это может быть и юбка с топом и штанишки особого покроя и даже укороченное платье. Но ткань обычно непрозрачная, довольно плотная и яркая. Традиционный вариант – шелковый костюм, но современные ткани позволяют создавать не менее эффектные наряды. Для классических вариантов танца живота подойдут восточные костюмы из легких, полупрозрачных тканей типа шифона или из лайкры. Облегающее закрытое платье, пышные юбки из хлопка или льна, а также довольно закрытый лиф будет уместен для египетского танца живота, а вот для арабского больше подойдет короткая кофточка с пышными полупрозрачными рукавами, полупрозрачные шаровары и сверху – юбка из тонкой ткани. Одежда для восточных танцев, в которых совмещают элементы танца разных народов (трайбл беллиденс), бывает довольно разнообразной, из тяжелых, натуральных тканей (шелк, хлопок, тонкий лен). Тут многое зависит от того, движения какого танца используют в основе, на какой культуре акцент. Впрочем, фасон и ткань – это еще не все. В костюмах для восточного танца большую роль играют аксессуары и украшения из бахромы, бисерных висюлек, монеток и цветов, платки и шарфы, которые повязывают на бедра, звенящие браслеты и длинные серьги. Все эти элементы помогают акцентировать внимание публики на определенных движениях рук, ног, бедер, груди, головы и делают танец эффектнее, особенно, если украшения блестят или звенят в такт движению. Когда-то все костюмы и дополнения к ним каждая женщина шила сама, создавая неповторимые сочетания. Если есть свободное время и желание, вполне можно последовать их примеру и смастерить собственный костюм для танца живота. Однако, для любого костюма, покупного или шитого, скромного или откровенного, важно, чтобы он подчеркивал достоинства фигуры и уводил взгляд от всего остального. И при этом наряд должен соответствовать танцу – если основные движения проводятся животом, нет смысла надевать закрытое свободное платье, если акцент на груди и руках, именно там нужно размещать блестки, бахрому и полупрозрачные ткани. Кроме того, любая одежда должна быть комфортной – если она то и дело спадает или сковывает движения, ни танцор ни зрители не получат удовольствия от танца. Конечно, для тех, кто занимается в школе танца и выступает в группе, проблем с выбором костюма будет меньше, в любом случае, можно обратиться за помощью к своему танцевальному руководителю. Но все же, при выборе костюма важны личные ощущения – «правильный» наряд поднимает настроение, вызывает непреодолимое желание танцевать и уверенность в себе — именно то, что нужно на сцене. Макияж В восточном макияже, особенно в арабском варианте, акцент всегда делается на глаза и брови, и это первое правило. В классическом варианте, танцовщицы часто прикрывали лицо вуалью, оставляя открытой только область глаз, кроме того, многие движения восточных танцев, особенно горизонтальные смещения головы усиливаются при помощи движения глаз. Оценить это зритель сможет только когда белки глаз ярко выделяются, отсюда второе правило макияжа для восточных танцев – не жалеть черной подводки. Обязательно нужно делать толстую черную линию по верхнему веку у самой кромки ресниц и с внутренней стороны нижнего века, по кромке слизистой. Раньше для этих целей использовали сурьму, сейчас – жидкую подводку, но не карандаш – он не дает того эффекта. Если разрез глаз удлиненный миндалевидный, можно просто обвести контур и добавить стрелки от верхнего века, от нижнего века, или от того и другого. Во всех остальных случаях при помощи подводки нужно «нарисовать» миндалевидный разрез глаз. Брови – они должны быть не менее выразительны, чем глаза. Поэтому важно добиться, чтобы брови лежали идеальной линией с плавным изгибом и четкими контурами. Для этого пригодятся карандаш и гель для бровей. При желании, можно карандашом продлить линию бровей дальше к виску и переносице. Длинные брови на востоке всегда считались самыми красивыми. Оттенить линию бровей и разрез глаз помогут перламутровые, блестящие тени. Для восточного макияжа допускается сочетание довольно ярких цветов разной гаммы. Тени можно накладывать на всю область верхнего века, вплоть до брови, или только на подвижную часть века, но это выглядит не так эффектно во время выступлений. Чтобы создать эффектный макияж глаз в восточном стиле, тени накладывают широкой мягкой кисточкой и прямо на коже смешивают цвета в местах соединения. После того, как тени наложены густым слоем, желательно еще раз очертить глаза темными тенями по верхнему нижнему веку вдоль ресниц, выводя линию немного дальше внешнего угла глаза. Тушь – завершающий, обязательный штрих в восточном макияже для выступлений. На нижние ресницы достаточно нанести один слой, а вот верхние стоит накрасить сильнее. Идеальный вариант, когда ресницы получаются длинными и пушистыми, но если выбирать, то предпочтительнее длинные, чем толстые, чтобы обрамлять густо подведенные глаза. Для выступлений на сцене вполне уместно воспользоваться накладными ресницами. Цвет туши можно подобрать в тон макияжа, костюма или воспользоваться традиционным черным цветом. Естественно, что вся эта красота будет выигрышно смотреться на фоне нежного румянца оттенка загара, ухоженной кожи с ровным цветом и не слишком ярких губ. Губы можно красить матовой, перламутровой помадой или блеском для губ, но они должны быть неяркими и почти натурального цвета. Для сценического исполнения танца живота в современных стилях (трайбл, трайбл фьюжн) используют более широкий арсенал украшения лица — художественная роспись, стразы, кристаллы сваровски, которые приклеивают в виде узора на лицо. В целом, для этих направлений восточного танца подбирают макияж в зависимости от того, танец какого народа взят за основу. Танец живота с платком Платок в танце живота – это тот аксессуар, который способен даже самым незатейливым движениям придать особое очарование, изящество и загадочную притягательность. Сразу оговорюсь, что речь идет о платке тархи (вейл) – это отрез струящейся, воздушной ткани длиной около 3 метров и шириной больше 50 см, которым исполнитель особым образом манипулирует в танце. Размеры и форму тархи можно выбрать произвольные, такие, с которыми удобно работать. Ткань предпочтительно выбирать легкую, струящуюся, вроде шелка или шифона. Платок для танца живота может быть прозрачный или нет, однотонный или украшенный вышивкой, пайетками, круглый или прямоугольный, в виде крылышек на палочках или в виде трубы, но в любом случае, он должен соответствовать стилю танца и быть удобным для исполнителя. Только в этом случае можно достигнуть той воздушной легкости движений, той струящейся грации и зажигательного азарта, которые завораживают зрителя. Откуда и когда пришел платок в танец живота, точно не известно – существует несколько разных версий. По одной из них платок в танце стал заменять традиционную накидку восточных женщин, которая должна была скрывать тело и лицо от взгляда. По другой – платок придумали в Голливуде, чтобы сделать танец живота более выразительным и таинственным. Но, как бы там ни было, при искусном владении платком (тархи, вейл) эффект от танца усиливается в разы. Особенно эффектно смотрится танец живота с крыльями (платок с палочками), в стиле кабаре белли данс. Впрочем, есть довольно простые комбинации с обычным (без палочек) платком, которые помогут украсить танец и добавить в него изюминку – «крылья Исиды», кружения, пирамиды, волны руками, выбросы, восьмерки и т.п. При определенных навыках владения тархи можно фантазировать и импровизировать уже во время танца. Единственно, о чем нужно помнить – платок красиво смотрится в танце, когда парит, обволакивает, скользит, словно живой. А кроме того, специалисты советуют продумать, как платок появится в танце – выйдете ли исполнительница укутавшись в него, будет он прикреплен к браслетам или танцовщица его снимет с пояса. И еще важно, как платок покинет танец — по мнению экспертов, простое откидывание платка смотрится грубовато, гораздо лучше сделать композицию, при которой платок «случайно» соскользнет по телу, или будет «нечаянно» забыт на полу. Источник: http://oriental-dance.kiev.ua/ | |
Категория: Образовательные | Добавил: AlionaMaroun (11 Мая 2011) | Автор: Aлёна | |
Просмотров: 9269
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |