История возникновения самбы
Как и у многих латиноамериканских танцев, у самбы африканские корни. Негритянской культуре мы обязаны появлением едва ли не большей части всех танцев, распространенных ныне во всем мире. Самба – это органичное слияние африканских ритмов, которые появились в Бразилии вместе с рабами с Черного континента, а также с испанскими танцами, завезенными покорителями Южной Америки из Европы.
В 16-м столетии португальские завоеватели Бразилии привезли с собою из Конго и Анголы множество рабов, которые распространили в Южной Америке такие танцы, как Embolada, Catarete и Batuque. Инквизиция объявила эти танцы крайне греховными, так как в процессе танца исполнители касались друг друга пупками. Действительно, для того времени такое исполнение сильно выбивалось из стандартов морали и было очень смелым.
Embolada – танец, в котором изображалась корова с шарами на рогах. Сейчас слово "embolada" в Бразилии означает понятие «глупый, дурацкий». Batuque – это танец по кругу, похожий на чарльстон, с танцующей парой в середине. Batuque был столь популярен в Испании, что королю пришлось выпустить специальный указ, запрещающий танцевать этот танец. Но искусство не запретишь указами, а прогресс не остановить запретами. Два танца, объединившись, способствовали появлению третьего, добавив к предшествовавшим колебательные движения корпуса и бедер, получился новый танец – Lundu.
Постепенно и высшая знать приобщилась к исполнению оригинального танца. Правда, для того, чтобы он стал приемлемым для высшего общества, в него были внесены изменения. В частности, была введена закрытая танцевальная позиция, единственно возможная в то время.
В этом варианте танец стал называться Zemba Queca. Под таким названием он и стал известен в 1885 году как "изящный бразильский танец". Так, беря многие движения из разных танцев, объединяясь с ними и модернизируя их, рождалась на свет Самба.
Точная трактовка названия «Самба» неизвестна. Термин "Zambo" означает «мулат» - рожденный от негра и бразильской женщины. Вскоре Самба была объединена с танцем Maxixe и уже под новым названием просуществовала до 1914 года. Maxixe стал известен в Париже в 1905 году, а в 1923-1924 годах были предприняты попытки внедрить Самбу в европейское танцевальное сообщество. Но увенчались успехом эти попытки только после Второй мировой войны. Рождением Самбы в общеизвестном варианте принято считать 1956 год.
Что такое самба?
Музыкальный размер самбы – 2/4, темп – быстрый, 48-52 такта в минуту. Большая роль в Самбе отводится ритму, причем «генерируют» этот ритм бедра танцовщиков. Ведь именно для самбы характерны пружинистые движения бедрами, которые называются "Samba Bounce".
Специфичный ритм Самбы выделяет этот танец из всех других танцев латиноамериканской программы. Для лучшей его передачи в музыкальном сопровождении часто используются бразильские национальные музыкальные инструменты: tamborim, cabaca, reco-reco и другие.
Пульсирующий, синкопированный ритм Самбы подчеркивается баунсом – вертикальным раскачиванием и работой бедер. Особенно эффектны движения, в которых мягкие пластичные элементы сочетаются с резкими и прерывистыми. Этот порывистый танец в точности передает характер экспрессивного южного народа – то мягкого и мечтательного, то дерзкого и темпераментного.
Виды самбы
Вариант самбы из Рио-де-Жанейро под названием Carioca появился в Великобритании в 1934 году. В Америке эта разновидность самбы появилась в 1938 году и достигла пика популярности в 1941-м, когда Кармен Миранда исполнила его в художественных фильмах.
На карнавалах в Рио-де-Жанейро танцуют различные варианты Самбы от Bajao до Marcha. Эффектный танец легко трансформируется и именно поэтому лег в основу многих других танцев, например, ламбады и макарены. Но, какой бы вариант самбы не исполнялся, обязательным в нем должен быть элемент заигрывания, легкого флирта и безграничной чувственности.