Статьи
Главный танцпол » Статьи » Образовательные |
"Танцевальная гимнастика (условное название) - система, творчески развивающая координацию движений на основе современных танцев + физическая подготовка. Говоря философски: движения танцами, а не танцы движениями. Можно сказать, поиск "элексира" ловкости движений посредством танца". Лишнее Мышечное Напряжение (ЛМН) Что есть в простом и прямом понимании лишнее мышечное напряжение (ЛМН)? Это вредное, препятствующее выполнению движений, напряжение мышц. Мышцы, как говорится, одни, а причины их перенапряжения разные. Можно условно разделить все причины на физические, психические и психофизические, которые сильно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы. Рассмотрим наиболее известные, так легче будет понять ЛМН. Защитная реакция тела при движении (а именно нервной системы и мышц) перед неизвестным движением (при отработке, к примеру, какого-либо нового движения) или перед неизвестной двигательной задачей вообще. Чрезмерное эмоциональное состояние (волнение, страх, переживание и т.п.). Последствия травмы или текущая травма. Мышцы консолидируются на защиту поврежденного участка своим напряжением (уплотнением). Яркий пример - травмы спины, надрывы мышц и т.п. Даже после выздоровления, эти мышечные зоны всегда находятся в готовности (на всякий случай...) заблокировать сильным напряжением уже здоровую часть тела при неожиданной любой нагрузке. Это вызывает ЛМН. Самая загадочная и вредная - психическая категория ЛМН, - так называемые мышечные зажимы, порождаемые конфликтом, который условно назовем: "хочу - нельзя". Попытаюсь описать природу происхождения этого вида ЛМН. Любое человеческое желание и даже побуждение желания рождает напряжение мышц для дальнейшей реализации желанного, хотя явным образом движение отсутствует. Этот механизм в нашем теле работает бессознательно. И естественно, степень такого "тайного" напряжения зависит от степени и эмоциональности нашего желания. Начало движения - в его намерении, т.е. в намерении сделать движение. Вспомните, к примеру, когда Вам чего-то сильно хочется: до чего-то (кого-то) дотронуться, зайти куда-нибудь, посмотреть в какую-либо сторону, подпрыгнуть и достать что-то и т.п., тело непроизвольно "просится" само сделать это движение, лишь бы достичь желаемого. Вот это состояние "просится" и есть уже движение, напряжение мышц, которое побуждает Вас только закончить механически движение. Вы можете, конечно, его не завершать его, но оно уже существует. Теперь вы можете представить индивидуальную, разнообразную гамму желаний каждого человека и их эмоциональный потенциал. Так вот, что здесь важно?! Не реализация желаний и побуждений, а, правильнее сказать, умышленное их подавление и рождает мышечные зажимы. Подавление такого желания (сознательно) и его начавшегося движения (бессознательно) происходит через напряжение мышц, вызывающих блокировку движения. Как следствие - это вызывает конфликт в виде мышечного зажима в теле. Еще раз повторюсь: этот процесс происходит бессознательно, и он больше заметен в нас эмоциональным, чем двигательным проявлением. Причины блокировки движения - в подавлении желания "сделать что хочется" культурными, нравственными и другими мотивами. Правда, это уже другая тема, связанная с нравственностью, культурой, этикой, психологией и т.д. В данном случае важно раскрыть причины возникновения мышечного зажима. Вот Вам банальный пример: Вы беседуете с кем-либо, а за Вашей спиной разворачиваются интересующие Вас события!!! Желание побуждает Вас обернуться и посмотреть, голова помимо Вашей воли сама хочет повернуться, но культура и этикет не позволяют это сделать, чтобы не обидеть собеседника. Вот очень простой пример подавления желания, и, само собой разумеется, движения. Вот, пожалуй, некоторые виды и причины возникновения ЛМН. О методике
Выполняя разные движения, увлекаясь спортом и танцами, я все больше приходил к пониманию, что двигательная способность человека это не только нервные "провода" примкнутые к мышцам по команде разума и воле желания, но, что-то больше. А именно: вся двигательная способность, служащая и подчиняющаяся воле и желанию человека - есть творческая. Речь идет не о душевной способности - творить (как например: у художника, поэта и т.д.), а о творчестве тела (мышц, нервной системы), способность которого творить формы движений. И это "творчество мышц" (назовем, чтобы условно разделить душевное и телесное) естественно и служит воле и желанию человека. Но: существует (т.е. живет) сама и вместе с творчеством души. Если первое следует задачам второго, то это и есть в прямом смысле танец, как направление, а если наоборот - то спорт, выполняющий свою цель. Природа творчества двигательной способности также непостижима, как и душевной. Но подходы к ней постигать можно. Поиск методики и есть систематизация этих подходов. Итак, остановимся на телесном (мышцы, нервная система), а душевно-волевое условно отодвинем. Условно для того, чтобы рассмотреть "творчество мышц" поближе, ведь "творчество движений" не может быть ради движений. Поиск подходов - это поиск состояния танцевальности движений, посредством самих танцевальных движений. Мышечное чувство в этом выполняет основную роль "навигатора", т.к. этим чувством мы подводим движения к состоянию творческой способности. Через формы танцевальных движений, мышечное чувство приводит движения к состоянию, когда мышцы и нервная система способны думать, выбирать и создавать движения самостоятельно, мы их только направляем на выполнение задачи. Многим известно свойство тела под названием "мышечная память". И если, к примеру, мы решили сделать такую двигательную связку под музыку: резкий поворот + прыжок = приземление + подскок с волной, то состояние танцевальности движений само творчески выберит лучшее из мышечной памяти для движения и преобразует в неповторимую прекрасную форму. Выполняя эту связку второй, третий и т.д. раз, все время будет создаваться неповторимость движений, хотя задача одна и таже. Оговорюсь сразу, речь идет не о "шлифовки" конкретных танцевальных движений этими же танцевальными движениями, как это принято в танцевальных направлениях, а о "шлифовке" мышечного чувства состояния танцевальности движений. Из этого следует: танцевальными формами движений через мышечное чувство к состоянию танцевальности движений. Ну, а следующий шаг этого состояния - творческое рождение движений танцами. Каких именно движений? Это каждый выберит сам согласно своим душевным порывам. Пусть сначала это будут просто буквы и звуки, потом слова и предложения с простым смыслом, ну а дальше душевные стихи и поэмы. Что кому угодно и нравиться. О тренинге
Если говорить об основном принципе методики тренинга, то он заключается в создании двигательных форм - "приманок", которые посредством мышечного чувства ведут к состоянию танцевальности движений. Танцевальные движения - "приманки" могут быть любые, лишь бы выполняли следующие задачи: A. Снятие общего напряжения мышц. B. Снятие конкретных мышечных зажимов в теле (у всех они разные по природе). C. К способности, при выполнении движения, задействовать столько мышечного напряжения, сколько нужно для задачи движения. D. К способности пластично переходить от одного танцевального движения к другому. От быстрого к медленному, от медленного к взрывному, от взрывного к мягкому, от мягкого к быстрому и т.д. и т.п., чем больше разнообразие динамики движений (сила, скорость, амплитуда, частота и т.п.), тем лучше, лишь бы не терять самой линии перехода от формы к форме (все одним потоком). При выполнении этих задач, главное приучаться слушать свое мышечное чувство и при лучшем исполнении движения, приучать мышцы запоминать ощущения. Если мышцы будут чувственно помнить лучшее исполнение, то значить и будут скучать за лучшим, а если будут скучать значить будут стремиться и искать это исполнение снова. Все движения - "приманки" ведут к состоянию, которое способно творить движения танцами (кому какие по душе). Что касается форм движения для "приманок", здесь кому что предпочтительнее. Уж, что что, а форм и направлений танцев хватает. Главное принцип: НЕ ТАНЦЫ ДВИЖЕНИЯМИ, А ДВИЖЕНИЯ ТАНЦАМИ. Об идее приманок для мышечного чувства
Н.А. Бернштейн проследил и написал гениальную субъективную формулу для развития ловкости движений в момент движений: "Каждое движение, которое хочет обогатить фонды нашей ловкости, должно что-то ДЕЛАТЬ" т.е. иметь смысл. И на сегодняшний день для отработки и отшлифовки надуманного движения есть эта формула. Просто для лучшей отработки надуманного движения необходимо дать (придумать) двигательный смысл движению - "приманку". "Приманка" движению - то, что в движении приманивает естественно, и способствует лучшему выполнению (обычно при отработке правильного выполнения движения в танцевальных направлениях и в спорте). Например, для шага - выдумать направление; для маха ногой - выдумать удар по мячу; для наклона корпуса в какую-либо сторону - вообразить что-либо угрожающее в этом направлении и т.д. и т.п. Это придает движению естественность и правильность исполнения. Безусловно, в сложных двигательных формах и трудновыполнимый смысл, но выполнимый. Создание подобных "приманок" зависит на месте от тренера или хореографа (руководителя). Это великолепный подход к естественному исполнению надуманного движения. Как правило, в танцевальных направлениях и в спорте этой формулой пользуются к трудновыполнимым движениям отдельно какого-то человека. Как в акробатике, например, у кого трудно получается сальто вперед, заставляют делать сальто через высокий барьер, поставив тем самым конкретную задачу этому сложному движению. Это дает результат в отработке правильного сальто вперед, акробат при этом прыгает вверх вперед через препятствие и докручивает сальто, а не просто вперед как кувырок с приземлением на спину. Но законы спорта и танцевальных направлений вынуждены выбирать лучших в своем поприще, и это закономерно. Поэтому спорт и танцевальные направления, по большому счету, для избранных, тойся, для тех, кому как говорят "ДАНО". Зачастую у таких людей все получается и так, в виду этого задача тренера или хореографа, сколько не учить, а доводить до лучшего и совершенного состояние это "ДАНО". Последнее время принесло великолепные идеи активного отдыха для многих людей. По сути, это тот же спорт и те же танцевальные направления с задачей не выращивать супер-спортсменов или супер-танцоров, а поддерживать свою физическо-эстетическую и душевную форму через занятие спортом или танцем. И здесь великолепная формула Бернштейна может проявляться в полной мере. Все зависит от инструктора и правильного пользования ей. Для человека, которому не так "ДАНО" в спорте или в танце, но ему хочется поддерживать себя в форме через конкретный спорт или конкретное танцевальное направление, эта формула может оказать "чудодейственную" силу при наработке простых двигательных способностей, для его задачи существования в этом виде спорта или танцевального направления. Приступая ближе к идее DanGym (танцевальной гимнастике) и его (ее) составляющих, хочется остановиться на таком понятии как двигательная ловкость. Ловкость - находчивость и слаженное выполнение движения (движений) при решении двигательной проблемы во время этого движения (движений). Тойся, проще говоря, быстрое творческо-двигательное решение какого-то затруднения, препятствия. Как Вы знаете, у развитых спортсменов и танцоров это способность развита хорошо, в виду постоянной двигательной активности в их видах деятельности. И естественно, эта ловкость проявляется в движениях и манерах свойственных их видам спорта и танца. К примеру, решение такой двигательной проблемы как перепрыгивание через забор у развитых спортсменов и танцоров произойдет мгновенно без раздумывания, но выполнение будет у каждого свое (свойственно своим способностям и свойствам движений). Философски говоря, проявление ловкости и есть творческо-естественный, слаженный в движениях "танец" или начатое и законченное ПА. Всем известны зрелищные движения спортсменов в соревнованиях и танцоров в танце, и "магия" этой зрелищности - в слаженности движений, их ловкости в конечном счете. Танцор доводит до совершенства надуманные движения в них (движениях) проявляет свою ловкость. Поэтому и говорят, танцор танцору рознь. Это чисто индивидуальная способность. Спортсмен, применяя арсенал базовых движений своего спорта, проявляет великолепную ловкость через слаженное применение базовых движений. К примеру, футболист имеет базовые движения, такие как удар ногами по мячу, удар головой, бег и т.п. и в слаженности этих базовых движений в игре при решении своей задачи (забить гол и т.п.) проявляет свою ловкость. И всем известно как это бывает зрелищно, что футболисты становятся национальными героями. Итак, ловкость (творческое слаженное движение) не проявляется сама по себе, а проявляется через конкретную двигательную активность, т.е. в ней. В тренировке ловкости, проявляющейся в танцевальном направлении и в спорте, мышечное чувство при этом настраивается "автоматически" на задачу конкретного движения. Оно (мышечное чувство) в подчинении у задачи движения ("приманки" для правильного движения), и поэтому не выходит за рамки этой задачи. А все что она может, это творчески выразить движение в этих рамках задач. Мышечное чувство - чувство, ощущаемое в нашем теле при коррекции движений, посредством которого мы передвигаемся в пространстве и времени. По сути, все наши движения мы строим, координируем, делаем слаженными посредством мышечного чувства. Мышечное чувство - это не сила, это помощник в нашем теле, с помощью которого мы распределяем и проявляем нашу силу движений. В темноте, к примеру, мы можем "слышать" и рассчитывать наши движения только мышечным чувством. В жизни мы просто больше концентрируемся через свои 5 чувств, а способность мышечного чувства проявляется в нас бессознательно. Эта способность нашей нервной системы, данная нам в теле для правильного построения движений в пространстве и времени. Идея методики DanGym и есть тренировка мышечного чувства движениями. А точнее, тренировка через движение мышечного чувства. Через "приманки" движений к задаче мышечного чувства. Все мы испытываем лишнее напряжение в мышцах при движениях, которое мешает проявлять наши двигательные способности в полной мере каждого. Причины лишнего напряжения мышц могут быть разными, но следствие одно - страх! Да страх, если хотите, страх мышц при встрече с незнакомым движением. Это своего рода защитная реакция мышц (нервной системы) перед неизвестным движением. Поэтому лишнее напряжение мышц двойственно влияет на нас. 1. Полезно - потому что оберегает нашу личную "границу" двигательных возможностей в теле вообще, т.е. препятствует нарушению ее (границы) 2. Вредно - становиться двигательным "грехом" и помехой в практическом тренинге движений (т.е. отработки, "отшлифовки" какого-либо движения) Слышим же мы лишнее напряжение мышц только посредством мышечного чувства в движениях. Поэтому приходиться "шлифовать" их (движения), тем самым приучать к конкретному движению, "усыпляя" бдительность лишнего мышечного напряжения именно для этого движения. Соответственно, добраться в наших движениях до лишнего мышечного напряжения мы можем только через мышечное чувство. А дав смысл "приманки" для мышечного чувства в движении, мы можем учиться лучше и быстрей бороться с лишним двигательным напряжением мышц и создавать "фон" (основание) для более координированных слаженных движений. К примеру, когда Вы переходите по тонкому льду или по грязному участку улицы, Вы боитесь провалиться или испачкаться и естественным путем через мышечное чувство проходите этот участок без лишнего напряжения в мышцах, минимально надавливая на поверхность, по которой Вы движетесь. Потому что мышечное чувство получило не выдуманную задачу, настроить мышцы таким образом, чтобы Вы минимально давили на поверхность и были легки в движениях. Вам не надо верить в эту задачу, Вы ее осознаете и видите в реальности. Но в тренинге надо приучаться верить в предлагаемую задачу "приманки" для мышечного чувства. Набор таких "приманок"-задач и правильное их использование и есть "краеугольный камень" DanGym. Тойся, через смысловое воздействие на мышечное чувство создавать "фон" для движений естественным путем, по закону природу обходя "границы" лишнего напряжения мышц. Поэтому, любая приманка, которая хочет создать такой "фон" должна что-то ДЕЛАТЬ!, т.е. иметь смысл. "Фон" это поле, основание для танцевальности (слаженности) движения и без него невозможно построить ловкое, творческое движение во время движения. А музыка в DanGym и есть мотивация формы движения для человека, тойся, тот «катализатор», который душевно-телесно побуждает человека двигаться (танцевать) именно так, как ему танцуется. Безусловно, речь не идет о том, чтобы стать "Бэтманом" или о какой-либо мистической левитации. Речь идет о естественном. Этот "фон", получаемый от движений-"приманок" может лучше проявить уже имеющиеся! в человеке двигательные возможности или помогать быстрее их развивать (при таковой задаче). Скажем так, "одеть" ловкость на то, что есть двигательно-возможное в человеке на данный момент или ловкостью помогать развивать конкретную ловкость конкретного движения. Но "фон" не может создавать движения, движения "придумывает" душа человека. Поэтому "фон" не создает образ движения, а помогает душе и телу человека лучше создавать образ своих движений, потому что глубинная творческая мотивация (причина) конкретных движений лежит глубоко в душе человека. В заключении хотелось бы сказать, что кому-то покажется это сущим бредом, это и понятно. Уж сильно субъективно базовое основание DanGym. Я не претендую на абсолютную истину и не придумываю велосипед снова. Да! Закон творчества во всех проявлениях человека был, есть и будет: творчество творит во время творчества, а нашем случае: движение создается во время исполнения движения. Да, идея велосипеда уже давно выявлена, но виды велосипеда еще не все придуманы. Каждый год появляются какие-то новые и лучшие чем старые... О физической подготовке
Физическая подготовка Да, кому-то дано от природы, но кому-то не дано. Поэтому можно усиливать слабые места тренингом. В этой области средств больше чем достаточно. В виду того, что мышцы привыкают к однообразной нагрузке (начинают легко "жить"), я предпочитаю разнообразие. Стараюсь создавать им, время от время, стрессы. В физической подготовке Движения танцами
Оговорюсь сразу, танцевальной гимнастики в готовой системе пока еще нет (надеюсь что "пока"). Она в процессе созидания, но о ее основной идеи говорить уже можно. Если разбирать основной принцип: движения танцами, а не танцы движениями, то "танцы движениями" это существующие танцевальные направления и системы, которых очень много и все они по-своему прекрасны и многогранны. У каждого танцевального направления есть свой неповторимый стиль ("почерк") и есть школа, которая постоянно совершенствует этот стиль, но и естественно хранит основы движений своего танца. Весь творческий дух танцевальных систем направлен на развитие именно своего танца. Дух соревновательности внутри танцевальных направлений также побуждает к совершенству лучшей формы своего танца. И поэтому каждый танец (как школа движений) по-своему величественен, ведь его совершенствуют лучшие последователи. Рассматривая танцевальные направления с точки зрения многообразия форм движений, не трудно заметить одну суть. Каждое танцевальное направление живет в своей стильной форме танцевальных движений как "птица в клетке". Если смотреть на танцы с точки зрения развития координации движений человека, то можно заметить другую суть. Танцы развивают слаженность движений, их ритмичность и пластику. Производная от этого: красота, грациозность исполняемых движений и свойственная им динамика. Танец - умение творчески создать линию движений в ритм, слаженно музыки "Движения танцами",- говоря об этой идее, невозможно обойти спорт. Современный спорт, а особенно игровые виды сильно развили творческую изобретательность движений человека, и их мощь и силу. По истине, закон импровизации (творчества) присущ многим видам спорта: движения рождаются во время исполнения движений (например: футбол, баскетбол и т. д.). И их красота в силовой динамике и непредсказуемости. Но основная цель спорта - победа, и весь творческий потенциал и координация движений служат достижению этой цели. Спорт - изобретательность и мощь движений, во время исполнения движений Творческое слияние двух принципов: изобретательность, мощь движений, во время исполнения движений и создание линии этих движений в ритм, слаженно музыки, - вошли в идею танцевальной гимнастики: движения "танцами". Раскрыв философски идею, теперь можно более подробно говорить о поиске методики танцевальной гимнастики, как о средстве (орудии) развития творческой координации движений человека, о ее принципах и задачах. По материалам dancesport.ru Другие материалы по теме
| |
Категория: Образовательные | Добавил: udance (08 Мая 2003) | |
Просмотров: 3512 | Рейтинг: 0.0/ 0 |
Всего комментариев: 0 | |