Субботним вечером сцена Екатеринбургского оперного заметно сместилась: на спектакль «H2O», поставленный художественным руководителем балетной труппы Вячеславом Самодуровым, зрителей пригласили в действующий цех Уралтрансмаша.
Суровое промышленное производство и рафинированный балетный класс роднит наличие станков. И там, и там они самым непосредственным образом участвуют в процессе производства продукта (товара). Возможно, здесь точка роста новых смыслов, на которые нацелена нынешняя индустриальная биеннале. В рамках её параллельной программы и состоялся этот во всех смыслах прорывной проект. Прорывной прежде всего для академического театра, за сто лет, пожалуй, ни разу не выносившего свою работу за пределы классической сцены.
«H2O» — спектакль, не просто перенесённый в другие условия, а специально сделанный для завода. Другим для артистов и зрителей было всё: сценическое пространство, язык танца (классическая школа в современной интерпретации), костюмы (их и костюмами в прямом смысле назвать сложно — тела танцовщиков были покрыты слоем краски разного цвета), физическое присутствие воды, дождём лившейся откуда-то сверху и большой лужей останавливавшейся на покрытии сцены.
Что танцевали? Ответ на этот вопрос каждый искал или ищет в глубинах собственного сознания и особенностях мышления. Возможно, станцевали запутанный современный производственный процесс, возможно, тайны тончайших микросхем и компьютерных программ, доступных пониманию лишь посвящённых, возможно, это был «привет» эпохе индустриализации, когда искусство развивалось в ритмах великих строек. А возможно — станцевали формулу воды, довольно простую. Ассоциативный ряд напрашивается сам собой — движения воды многолики: она может бережно омывать, яростно смывать, равнодушно размывать. В любом случае — в воде зарождается новая жизнь.
Спектакль станцевали дважды. Жаль, если колоссальные творческие и организационные усилия были совершены только ради двух вечеров.
|