18 и 19 ноября в киевской Опере был аншлаг. Примечательно то, что, хотя в эти вечера показывались два балета: «Кармен-сюита», в первом отделении, и «Radio and Juliet» во втором, публика целенаправленно шла на «Radio and Juliet». Может потому, что «Кармен-сюита» на классическую музыку Жоржа Бизе (Georges Bizet) и Родиона Щедрина не вызвала такого ажиотажа, как балет, поставленный на музыку Radiohead — одной из наиболее успешных рок-групп современности.
«Кармен» была принята аплодисментами, заслуженными мастерством знаменитых танцоров и оригинальностью сценарного решения спектакля. Хотя, по услышанным мной отзывам публики, стиль хореографии Альберто Алонсо (Alberto Alonso), не слишком «ложился» на классическую музыку Бизе и вызывал некоторое ощущение диссонанса. Но так и было задумано изначально. Алонсо поставил «антиклассический» балет — без обязательной выворотности и плавных линий, сплошные острые углы, и в придачу — агрессивная эротика.
Radio and Juliet, не смотря на абсолютную нестандартность решения в подаче древней, как мир, истории любви, был невероятно органичен именно этой странностью сочетаний. На сцене полностью отсутствовали декорации, замененные световыми эффектами и черно-белым видеорядом, который проецировался на задник сцены. Крупные планы, плавающие ракурсы и на их фоне крохотные фигурки танцоров, выхваченные из темноты сценического пространства направленными пучками света.
Минимализм во всем, от декораций до костюмов, создавал чистое полотно для сильных и всепоглощающих эмоций, виртуозно переданных артистами балета. Без слов, лишь мимикой и движением. Ломаная, угловатая и динамичная пластика хореографии Эдварда Клюга (Edward Clug) невероятно гармонично сочеталась с мелодиями композиций Radiohead, создавая в пространстве сцены неповторимый рисунок мистического действа вне времени и пространства. Саундтрек балета включал в себя такие известные композиции: «Bullet Proof I Wish I Was», «Fitter Happier», «How to Disappear», «Idioteque». А еще, саундтреком к балету была тишина, когда совершенно неожиданно, звуковой ряд заканчивался и герои буквально замирали в безмолвии, словно замороженные на пике своих эмоций.
Интересно было наблюдать довольно четкое разделение публики на тех, кто является большим поклонником балета в целом, для кого приезд знаменитой труппы был уже сам по себе событием, и тех, кто пришел посмотреть на спектакль потому, что является ярым поклонником группы Radiohead. Понравилось и тем, и другим. В исполнении Анастасии и Дениса Матвиенко, Эдварда Клюга и солистов Национального театра Словении новаторский балет «Radio and Juliet» буквально покорил Киев. Аплодировали стоя, не желая отпускать танцоров со сцены и засыпая их цветами.
|