Статьи

Главный танцпол » Статьи » Образовательные

Все о тайне происхождения азербайджанских танцев
Говорят, что радость и горе – близнецы. Наверное, поэтому танцевальное искусство - не только ода радости, торжества и победы, но и проявление грусти, печали, тоски. Танец – искусство, выражающее чувства человека, его любовь к жизни. В этом искусстве заключена огромная история. Не случайно самые древние народы мира являются обладателями наиболее богатого и разнообразного танцевального искусства.

Все о тайне происхождения азербайджанских танцев

Не является исключением и Азербайджан. Еще 2-3 тысячи лет назад танцы занимали важное место в быту, обычаях и традициях наших предков. В Азербайджане танцевальное искусство существовало еще до появления простейших народных музыкальных инструментов. Исследователи пришли к выводу, что первые танцы предков современных азербайджанцев сопровождались хлопками зрителей, поддерживающих ритм.
 
Занимавшиеся охотой и другими ремеслами древние племена выражали свою силу и смелость танцами, состоявшими из пластических движений.
 
Наскальные рисунки в Гобустане донесли до нас информацию не только об образе жизни, быте, обычаях и традициях древних обитателей Азербайджана, но и их танцах, подтверждая тем самым, что различные виды и жанры танцевального искусства берут свое начало от народных танцев – одной из ветвей фольклора.
 
При первобытнообщинном строе люди в танцах делились радостью совместной победы над голодом, природой, дикими животными. Эволюция человечества не обошла стороной и его танцы. После возникновения классового общества танцы стали использовать для развлечения представителей господствующих классов. Для этого во дворцах содержали специальных танцоров, плясунов. Но даже в эти времена танцевальное искусство сохранило свою истинную суть. В азербайджанских народных танцах отражены чувства народа – радость, милосердие, тонкий юмор, обычаи и традиции. Борьба народа против иноземных захватчиков, его несгибаемая воля также являлись темой ряда наших народных танцев.
В годы советской власти в Азербайджане появились новые танцы, посвященные героям труда, сбору винограда и хлопка.
 
Лауреат международных конкурсов, танцор-хореограф, преподаватель Азербайджанской хореографической гимназии Тахир Эйнуллаев отмечает, что танцы возникли из самых различных движений и жестов, связанных с эмоциональным состоянием, порожденным трудом и окружающей средой. "Движения изменялись постепенно, подвергаясь художественному обобщению, и в результате сформировалось танцевальное искусство – одно из древнейших проявлений народного творчества. На основе танцевальных традиций, языка хореографии, пластической выразительности, соотношения движения и музыки у каждого народа сложились свои танцевальные пути", - говорит Т.Эйнуллаев.
 
С древних времен в Азербайджане существуют самые различные по характеру и содержанию танцы, многочисленные типы танцевальных движений. Здесь каждый регион, каждая деревня имеет свои танцы и танцевальные традиции, и в силу множества существенных причин в азербайджанских танцах фольклор занимает важное место.
 
Передаваясь из поколения в поколение, азербайджанские народные танцы жили в народе и развивались. Наряду с такими, как "Газахы", "Хейвагюлю", "Лале", "Гызылгюл", "Иннабы", есть и танцы, увековечившие в себе географические названия – "Ашгабади", "Гарс", "Дярбянди" и др. Многие азербайджанские народные танцы оказались неподвластны времени, дойдя до наших дней в первичной форме. Но названия некоторых из них претерпели изменения. Например, хотя изначально название веселого, ритмичного танца "Шалахо" и происходило от слова "шялякум", а точнее – "шялякя юкюм", позднее оно получило нынешнее звучание.
 
А вот как объясняет названия, суть ряда знаменитых азербайджанских танцев Т.Эйнуллаев. Танец "Тярякямя" относится к периоду кочевничества. Широко расправивший объятия танцор движется вперед с гордо поднятой головой. В этом танце господствует чувство свободы и необъятного пространства. "Тярякямя" широко распространено в Азербайджане, имеет самые различные варианты, региональные особенности, детали, но неизменно исполняется с большим темпераментом. Этот сольный танец исполняется и женщинами, и мужчинами.
 
"Иннабы" - от названия дерева. Исполняется одной, иногда двумя девушками. Танец имеет простое и примитивное содержание. Танцующие стараются выразить в нем игривое женское кокетство. Начинает танец одна девушка, а потом, словно нехотя, отнекиваясь, присоединяется вторая. Очень скоро подружки находят общий язык и начинают танцевать в веселом, резвом стиле.
 
"Джейран-бала". Джейран – красивое, нежное животное. В танце подчеркивается легкость его движений, стройность, симметрия фигуры. Исполняется и мужчинами, и женщинами.

"Яллы" - коллективный танец, один из самых распространенных и популярных в Азербайджане. Уходит корнями к древнейшим обрядам. Известно более 240 видов танца "Яллы", из которых до нас дошли только 120. Танцующие встают в круг, держа друг друга за раскрытые руки или сплетая мизинцы. Танец состоит из двух частей. Начинается он торжественно, с размашистых шагов. Постепенно темп ускоряется, завершаясь быстрыми, сложными в техническом плане "прыжковыми" движениями. Во главе танцующих следует один человек с платком в руке – "яллыбашы". Он – инициатор в танце. Исполняется мужчинами и женщинами как по отдельности, так и совместно.

"Свадебный танец" исполняется исключительно в торжественных случаях. Танцующие надевают на пальцы наперстки и берут в руки блюдечки. Танцующая девушка стучит по блюдечку наперстком, словно аккомпанируя сама себе. Появляется мужчина с подносом со стаканами. Вторая группа исполнителей берет по два стакана. В лирической части мелодии появляется девушка, у которой в руках уже четыре стакана. Обычно стаканы бывают наполнены шербетом.
 
"Джанги" - типичный коллективный бойцовский танец. Является своего рода иллюстрацией боя и исполняется с мечом и щитом. Например, сцена боя в третьем акте оперы "Кероглу" Узеира Гаджибекова, сцена в первом акте балета "Семь красавиц" Гара Гараева и др. Исполняется он мужчинами.
 
"Зорхана" - тоже древний бойцовский танец, исполняемый с использованием булавы. Одним из образцов коллективного танца являются песня и танец "Халай". Это цельная вокально-хореографическая форма. Существуют "трудовая", шутливая и хвалебная виды "Халая".
 
Особое место среди азербайджанских народных танцев занимает "Вагзалы", традиционно являвшийся завершающим, прощальным танцем невесты на свадьбах. При этом исполнялся он обоими молодоженами. Сегодня трогательная мелодия исполняется также при проводах невесты из отчего дома.
 
В национальном танцевальном искусстве Азербайджана мужские и женские танцы существенно отличаются друг от друга. Как правило, медленные, плавные танцы исполняются женщинами, а быстрые, темпераментные – мужчинами.
 
"С развитием народного искусства обогащается и азербайджанский театр балета. В новых балетных постановках азербайджанский народный танец органически переплетается с классической русской школой балета", - говорит Т.Эйнуллаев.
 
Благодаря неустанному труду таких видных представителей азербайджанской культуры, как Амина Дильбази, Роза Джалилова, Афаг Меликова, Алибаба Абдуллаев, Беюкага Мамедов, Таир Эйнуллаев, Камиль Дадашев, Тарана Мурадова и других профессионалов этого искусства, азербайджанские народные танцы прославились во всем мире.
 
В заключение отметим, что стремящиеся присвоить культурные ценности соседей армяне продолжают выдавать за армянский фольклор азербайджанские танцы "Вагзалы", "Яллы", "Узундяря", "Тярякямя", "Иннабы", Хан чобаны", "Шалахо", а также народные песни "Сары гялин", "Хан баджы", "Дели джейран". Армянскими они объявляют даже произведения азербайджанских композиторов – знаменитые во всем мире оперетты Узеира Гаджибекова "Аршин мал алан" и "О олмасын, бу олсун", песни Эмина Сабитоглу и Алибабы Мамедова, стараются "арменизировать" наши древние национальные музыкальные инструменты: гавал, балабан, нагара, тютяк, ней, тар, кяманча, уд. Но и это еще не все. Поэтому на плечи хранителей традиций азербайджанского танца ложатся большие задачи.

Источник: http://news.day.az
Категория: Образовательные | Добавил: admin (07 Января 2013)
Просмотров: 4491 | Теги: происхождения, тайне, Все, азербайджанских, танцев | Рейтинг: 0.0/ 0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Реклама

Присоединяйтесь к нам

Новое видео

Myway Dance Wear Shop - New Hoodie
Dance2sense: Teaser - Fifth Harmony Ty Dolla Sign - Work From Home - Valera Skripka
Dance2sense: Teaser - SPZRKT - Blind Man - Nastya Munich
Dance2sense: Teaser - ZAYN - Mind Of Mine - Polina Ivaniuk
A$AP Ferg–Strive (Feat. Missy Elliot) | House Choreography by Nastya Esipova | D.side danc
Rihanna - What's My Name | Choreography by Olga Zholkevska | D.side dance studio
Tinashe – Cold Sweat | Choreography by Nika Gunko | D.Side Dance Studio
Bricc Baby ft Lil Durk - Chicc 4 Yo Chicc | Choreography by Yana Tsibulskaya | D.side danc
Joe Hertz –At Your Touch | Jazz Pop Choreography by Natasha Iurchenko | D.side dance studi
Монатик - Кружит | DanceSing I'm Ukrainian Creative | D.side dance studio