После посещения двух крупных турниров в течение двух недель, Петровского Кубка в Санкт-Петербурге и Кубка «Визави» в Сумах, впечатлений и эмоций было столько, что долгое время не хотелось вообще ничего. Однако вскоре пресыщение танцем, соревнованиями, политическими интригами прошло, и жизнь вернулась в нормальное русло. Тут же захотелось написать обо всем, тем более что среди увиденного и пережитого было очень много интересного. Эти два турнира проходили не только в разных городах, но и в разных странах, России и Украине, поэтому впечатления хотелось бы высказать в форме сравнения двух «танцевальных миров». Опуская тот факт, что Петербург в … раз красивее не только Сум, но и любого другого города (в этом вопросе не могу быть объективным, т. к. Питер − город моей мечты), места проведения соревнований в обоих городах не уступали друг другу своей масштабностью и грандиозностью. В Питере это был дворец спорта «Юбилейный», а в Сумах − недавно построенный легкоатлетический манеж европейского класса.
Не совсем честно было бы сравнивать торжественность и пафосность этих мероприятий, поскольку наряду с Петровским Кубком проводился Кубок мира по диско, диско шоу и танцевальному шоу в возрастной категории юниоры. Хотя из-за того, что оба дня турнира заканчивались очень поздно, награждение скромно проходило на площадке, так что мы не увидели воздвижения призеров на пьедестал и звучание гимна страны победителей. Однако атмосфера причастности к грандиозному международному событию царила на протяжении двух дней. На турнире в Сумах представительство других стран было более скромным, и обстановка была более спокойная и непринужденная. Обидно, что не было представителей Херсона, Кировограда, Запорожья и Николаева. Соревнования с участием танцоров из этих городов были бы интереснее и напряженнее. Хотя танцоров в сольных номинациях «хип-хоп» и «диско» было не на много меньше, чем на Петровском Кубке, если брать первую и высшую лиги, так как в Петербурге не было разделения на лиги. А вот дуэтов в обеих номинациях во взрослой и юниорской возрастной категории в Питере было раза в два больше. Справедливости ради отмечу, что и стран участниц на Петровском Кубке было больше: Литва, Эстония, Белорусь. Большим количеством была представлена Россия: Санкт-Петербургских танцоров было, наверное, не меньше половины от общего количества участников. Украинская делегация была представлена только днепропетровскими танцорами, тем приятнее результаты наших выступлений: Кулиуш Марина 7-е место в номинации хип-хоп взрослые из более чем восьмидесяти участниц притом, что Марина впервые выступала в возрастной категории взрослые; Калачик Евгения 2-е место в этой же номинации и 2-е место в номинации взрослые «диско» соло. Причем в «хип-хопе» Жене не хватило немного везения и судейской симпатии. При неоднократном просмотре видеозаписи этого финала убеждаешься в неоднозначности первенства Светланы Батовой в этой номинации. На мой взгляд, очень простой ритм и набор движений как для чемпионской композиции, да и выходы из партера и сами комбинации в партере Света делала тяжеловато, а их у нее в композиции было 5-6 тактов в общей сложности. Но это мое мнение. Оно в этот раз не совпало с мнением судей, ничего не поделаешь, таков наш спорт. Но как бы там ни было мы, конечно, остались довольны выступлением наших танцоров. Из того, что поразило и приятно удивило на Петровском Кубке, было количество малых групп и формейшн в «хип-хопе» и «диско», диско шоу и танцевальном шоу. В турнире участвовало не менее 4-6 малых групп и формейшн в каждом танцевальном направлении в каждом возрасте, 18 взрослых малых групп в танцевальном шоу. С полуфинала начинались соревнования в мужском и женском соло танцевального шоу. Показатели достойные уважения притом, что качество исполнения было довольно высокое. Количество же зрителей на обоих турнирах оставляет желать лучшего. По-прежнему единственными зрителями на турнирах по современным танцам являются сами участники и их родители, их близкие или друзья. И это при том, что, по крайней мере, в Петербурге реклама была грандиозная: кроме цветных афиш, расклеенных по всему городу, рекламные ролики турнира демонстрировались на больших экранах, как в метро, так и на улицах города. Может это проблема молодости современного конкурсного танца, может недостатка его зрелищности и элитарности (Кубки по спортивным бальным танцам такого масштаба собирают много больше зрителей), может еще в чем-то. Но проблема существует и разрешится ли она, никто не знает. Уровень исполнительского мастерства танцоров на обоих турнирах был достаточно высоким во всех номинациях и возрастах. Появилось много сильных индивидуальностей, как в России, так и в Украине. Но все равно, за исключением нескольких школ, «хип-хоп» танцуют в высокой и почти вертикальной позиции, что приводит к излишней зажатости таза и плечевого пояса. А это приводит к тому, что все подъемы ног выполняются только лишь за счет мышц бедра без использования оппозиционной сдвижки корпуса и таза и удержание ноги еще и за счет компенсаторного отклонения корпуса. В результате работа ног, в большинстве случаев, похожа на балетные «па» и выглядит не стильной и не отражает характера хип-хоп культуры, даже несмотря на мощное и четкое исполнение. И хотя в хореографии стали чаще появляться элементы «старой школы», исполняются они слишком сухо, без нарочитой развязности, игры и приколов. Работа же рук, не связанная с работой грудной клетки, выглядит слишком неестественной и больше похожа на жесты сигнальщика летной полосы авианосца. При всем этом, справедливости ради, хотелось бы отметить превосходство украинских исполнителей «хип-хопа» над российскими в скорости, динамичности, амплитуде. Действительно, украинский хип-хоп выглядит, пока, предпочтительным благодаря скоростной и размашистой работе рук, амплитудной работе ног и динамичному движению по площадке. Если судить по лучшим взрослым танцорам, то «диско» в России кажется мне более танцевальным и стоит ближе к искусству, нежели к спорту. Использование в хореографии джазовых поз, характерных для модерна волн и наклонов в сочетании с высокими махами ногами и прыжками − характерные черты российского «диско». Лучшие же украинские танцоры впитали в себя тенденции последнего Мирового первенства и сделали упор на скорость и динамичность. Большая насыщенность композиции сложными по ритму движениями рук и ног, использование сложных вращений, высокая динамика движения по площадке вот основные черты нынешнего украинского «диско» во взрослой категории. Если со временем к этому еще добавится акцентированное и музыкальное исполнение сложных элементов танца, то смело можно будет бороться за высокие места на Мировых первенствах. Судейство на обоих турнирах было слишком субъективным для моего понимания. Ряд танцоров, которые, на мой взгляд, могли бы побороться за призовые места, вообще оказались за пределами финалов. Этим, я думаю, будут характеризоваться все турниры по современным танцам, пока не будет описано, как правильно выполнять тот или иной элемент, каков характер того или иного танцевального направления, какие элементы характерны для того или иного танцевального направления. В заключение хотелось бы поблагодарить Ралифа Шакирова (г. Санкт-Петербург) и Людмилу Гадюченко (г. Сумы), а также их команды помощников, с которыми они провели эти два достойных уважения танцевальных события.
Другие материалы по теме
|