Сергея Дягилева современники называли «волшебником». А волшебство длится, пока секрет трюка не разгадан – или не повторен. Успех «Русских сезонов» и триумфальное шествие русской культуры по миру, которое последовало за ним, объясняют гениальным чутьем Дягилева на таланты. Но повторить такое пока никому не удавалось, остается возвращаться к оригиналу. Теперь это решили сделать в Вашингтоне. 12 мая в Национальной художественной галерее в столице США открылась выставка «Дягилев и русский балет».
Идею этой выставки американцы подсмотрели у британцев – в Музее Виктории и Альберта. Кураторы в Вашингтоне поправляют – та, лондонская экспозиция просто стала «источником вдохновения». И в самом деле: в этих ли залах размышлять о цитировании и заимствованиях, если современный танец, живопись и музыка – кажется, все вышли из дягилевского костюма и его же феноменальных постановок.
C 1909 по 1929 годы существовала его балетная компания. Двадцать лет смелостью творческого гения Сергей Дягилев брал города в старой Европе: Русские сезоны – в Париже, Монте-Карло, Лондоне. Затем покорил континенты. Спустя век, он вновь потрясает воображение вашингтонской элиты.
«”Петрушка”, "Весна священная”, "Аполлон”, "Жар-птица” – исключительные постановки, – отмечает куратор выставки Сара Кеннел. – Я думаю, что американская публика сможет понять, что «Русский балет Дягилева» - это основа современной культуры, там ее корни. Когда балет вдруг стал генератором передовых творческих идей. Объединяя не только танцовщиков и хореографов, но и великих художников и музыкантов».
Декорации к балетам рисовали Матисс, Пикассо, Гончарова, Ларионов – многие имена миру открыл именно Сергей Дягилев. Костюмы – по тем временам непозволительно откровенные или напротив, чрезмерно объемные, придумывали Леон Бакст, Коко Шанель, Николай Рерих. А музыку к постановкам писал Стравинский. Фейерверк гениев двадцатого столетия, собранный Дягилевым, который доказал; быть импресарио – тоже великое искусство.
«Это первая выставка подобного рода, и, на мой взгляд, это великолепная выставка, – говорит директор Национальной галереи искусств Эрл А. Пауэлл III. – Большая удача, что этим проектом заинтересовались компании Роснефть и Эксонмобил. Без их поддержки, ничего бы не получилось. Это российско-американское культурное сотрудничество на уровне корпораций, какого никогда не было».
В числе 135 экспонатов не только балетные костюмы, рисунки, афиши и фото, но и единственная киносъемка репетиции оригинальной постановки. «Сильфиды». 1928 год. По-видимому, тайно сделанная запись продолжительностью тридцать секунд. Импресарио категорически запрещал снимать свой балет.
|