В рамках биеннале современного искусства искусство танца пришло к народу - непосредственно в заводской цех.
На заводе "Уралтрансмаш", где выпускают самоходные артиллерийские установки и трамваи, работники искусств не выступали около 30 лет. Сейчас в труппе Екатеринбургского театра оперы и балета не осталось ни одного артиста, в свое время певшего, игравшего или танцующего перед рабочими в их обеденный перерыв по повышенной концертной ставке. Формы взаимодействия зрителя с мастерами искусств за прошедшее время несколько изменились и отличаются от железобетонной структуры концерта.
Для балетной труппы Екатеринбургского оперного театра современная хореография существует всего лишь второй сезон. С прибытием нового худрука Славы Самодурова артисты убедились, что на белом свете есть не только классика, так что их энтузиазм в освоении более свободной пластики вполне объясним. В репертуаре появилась одна постановка такого рода, намечены следующие, а чтобы в перерыве артисты не потеряли форму - Самодуров придумал одноразовый танцевальный проект-инсталляцию в цехе. В нем приняли участие 20 солистов балета.
Совсем уж в авангард уходить не стали: в цехе все-таки выстроили сцену, козловые краны изумительно подошли для монтировки сценического света. Скудные костюмы в основном состояли из краски-гуаши. Танцевали без пуантов, босиком. В качестве кордебалета кооптировали сотню сотрудников завода. При отборе физические кондиции, трудовые достижения, стаж, должность значения не имели,- лишь бы имел трудовой договор с заводом. Их партии в основном свелись к маршировке, так что можно сказать, что искусство не просто пришло к народу, но и повело его за собой.
30-минутную постановку Самодуров назвал самой известной химической формулой - Н20 - вода. "Это источник жизни, всего сущего", - уточняет он.
Да, и еще - алмазы на траве. Мифология этого символа безгранична. Так что помимо свободы технической, которую дарует техника импровизации, артисты обрели свободу идеологическую. В сюжетном ряде спектакля можно разглядеть и зарождение жизни из коацерватов (жиринок, плавающих в водном растворе), и кристаллизацию воды в фантастический лед-9, и процесс гидролиза с образованием малодиссоциирующих частиц. В одном случае рисунок танца предельно точно повторяет график фазового равновесия водного раствора соли. В общем, балет можно прочитать как динамичную иллюстрацию к учебнику "Химия воды".
Но, если отвлечься от науки в горние выси, то любой человек на 60-80 процентов состоит из воды, - и из этого супчика чудесным образом получается декартовское "я мыслю, следовательно…". Постановка и об этом. И о живой, и мертвой воде, и даже о Всемирном Потопе, который буквально захлестывает сцену (чтобы не терзать артистов и избежать производственных заболеваний, воду подогрели, и в довольно-таки прохладной атмосфере цеха она красиво парила, переходя из жидкого состояния в парообразное).
Источник rg.ru
|