Главный танцпол » Новости » В Большом театре показали «Весну священную» Финского национального балета
22 Апреля 2013
В Большом театре показали «Весну священную» Финского национального балета
В Большом театре показали «Весну священную» Финского национального балета
На финише международного балетного фестиваля «Век «Весны священной» — век модернизма» в Большом театре прошли гастроли Финского национального балета. В числе прочих балетов гости показали самую первую версию «Весны», поставленную в 1913 году.

Финский балет как часть оперного театра существует с 1922 года и издавна поддерживает связи с Россией. В Хельсинки гордятся, что первый спектакль коллектива, «Лебединое озеро», в свое время был первым показом русского балета в Западной Европе. Нынешние гастроли мало связаны с классикой, они щедры на современные одноактные балеты (три от трех хореографов). Венчал эту пирамиду главный герой фестиваля — балет на музыку Стравинского, которому исполнилось 100 лет. Почтенный юбиляр выглядел бодро и молодо: глубинная энергетика хореографии Нижинского никуда не делась. А «косолапые» танцы, которые некогда вызвали возмущение парижской публики, теперь воспринимаются как очевидный этап балетного развития.

Утраченный после премьеры спектакль был восстановлен в 80-е годы двумя исследователями — Миллисент Ходсон и Кеннетом Арчером. Они до мелочей воссоздали уникальный для начала XX века танец, в котором, по словам Ходсон, тела танцовщиков словно дробятся на части. «Весна» посвящена языческому славянскому обряду: избранница племени должна быть принесена в жертву, и тогда природа воскреснет после зимней спячки.

Сценография Николая Рериха наполнена приметами седой древности: участники балета носят «фольклорные» костюмы с расписными рубахами и лаптями. В разгар ритуальных хороводов (праздник священной весны, символическое «умыкание жен» и воинственные мужские игры) появляются старцы во главе со Старейшим-Мудрейшим. Седобородый шаман опускается на колени и целует землю, чтобы мистериальный танец — призыв племени, взывающего к богам, был услышан. «Выплясывание земли» наполнено экстатическими конвульсиями — ноги выбивают полузвериный мерный топот, головы жмутся к шее, а колени завертываются внутрь. Выбранная женщинами жертва начинает смертельную пляску под наблюдением старейшин, покрытых звериными шкурами. Ее агония полна коротких взрывных прыжков, после которых тело тяжко рухнет обратно, в почву.

Три другие постановки финской программы созданы в наши дни. Спектакль Bella figura возник в Нидерландах, где великий современный хореограф Иржи Килиан возглавлял балетную труппу. Часть балета идет без музыки: в начале, когда танцовщики в рабочих одеждах просто разминаются, и в финале, где мужчина и женщина в изломанном дуэте как бы подводят итог размышлениям Килиана о красивой форме. Между этими точками будет чарующая музыка барокко, женщины в красных старинных юбках, танцующие с обнаженной грудью, движения черного асимметричного занавеса, сопровождающие действие, и двойственное ощущение зрителей. Публика, наблюдая за многообразием телесных ракурсов, будто путешествует в некую волшебную страну, наполненную откровенно чувственными и в то же время будто бестелесными призраками.

Совсем другим был балет Йохана Ингера «Прогулка сумасшедшего». Подложив под танец знаменитое «Болеро» Равеля, автор рассмотрел партитуру как

источник странных наплывов сознания, в которых путаются герои — современные парни и девушки из некой глубинки. Их жизнь за забором, сквозь который то можно, то нельзя проникнуть, накладывает неодолимый отпечаток на манеру движения. Танец полон изменчивости, как подросток в компании ровесников: только что царил общий хохот с грубыми подковырками, и вдруг, неведомо почему, возникает грусть и безотчетное желание побыть одному.

Балет финского хореографа Йормы Эло «Двойное зло» — единственный, в котором используется классическая техника танца и пуанты. Но и тут автор избавился от геометрической «правильности», заставив балерин и танцовщиков создавать непрерывные телесные «углы», а также дергаться и брыкаться в свое удовольствие. Эло спародировал два штампа — тягучую балетную романтику (здесь пригодилась иронически чрезмерная «сладость» музыки Владимира Мартынова) и громогласную балетную бравурность (под выспренные оркестровые «вскрики» и барабанный бой Филипа Гласса). Возможно, финские танцовщики не так хорошо владеют классикой, как в Москве, Париже или Лондоне. Зато желания выступить как можно лучше и навыков в современной пластике им не занимать.

Источник: rbcdaily.ru
Новости: Региональные | Добавил: AlexKjuneberg | Теги: балет, Фестиваль, москва, Большой театр, финский балет | Рейтинг: 5.0/1

Похожие новости


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]



Поиск

Реклама

Присоединяйтесь к нам