Главный танцпол » Новости » Третье измерение танца
25 Июля 2011
Третье измерение танца
Третье измерение танца
В прокат выходит фильм Вима Вендерса о творчестве хореографа Пины Бауш. Благодаря эффекту 3D зритель словно находится в театре - или даже рядом с артистами
Пина Бауш - реформатор современного танца, основатель и бессменный руководитель «Танцтеатра» Вупперталя - два года назад ушла из жизни. Ей было 68 лет. Ее младший товарищ, немецкий кинорежиссер Вим Вендерс, перед ее смертью долгое время работал с Бауш над совместным фильмом - и в тот горький момент был готов объявить об окончательном крахе проекта. Но не сделал этого - отснятый материал и почти все архивные кадры он отложил в сторону, а вместо этого решил снять четыре спектакля покойной подруги, (заодно перенеся некоторые их эпизоды и отдельные сольные номера со сцены на природе или в городской ландшафт), а также взять интервью 'ю в ее танцовщиков разных поколений. И перевести все это в 3D; режиссер начал экспериментировать с этой техникой чуть раньше, снимая короткометражное кино на заказ Венецианской архитектурной биеннале.
Прелесть фильма «Пена» в том, что всего вышеизложенного знать совсем не обязательно. Можно не разбираться в тонкостях современного танца, не быть знакомым с извилистым творческим путем Вендерса, впервые услышать не только о Бауш, но и, скажем, о «Весне священной» Стравинского, одном из главных произведений для современного балета, необычная версия которого представлена?? в фильме. «Пена» - кино без лишних слов и смыслов, в котором главными героями становятся музыка и танец.
При этом перед нами совсем не фильм-концерт, в котором одни номера механически сменяются другими, и не иллюстрация к искусствоведческого трактата, а концептуальная картина о сути танца. Точнее, о том важнейшем в нем, что нельзя выразить словами. Взять, к примеру, простое, но эффектное решение из интервью танцовщиков театра Бауш: камера крупным планом снимает лицо, губы не двигаются, а речь (на одном из десятка языков - в труппе работали танцовщики со всего мира) звучит за кадром. Еще более красноречивы тела молчаливых артистов, представленные в эпизодах танца, - уязвимы, небезупречны, нелепые и трогательные в чужой обстановке дорожного перекрестка, берега реки или подвесного трамвайчика, пересекающей Вупперталь.
Камера крупным планом снимает лицо, губы не двигаются, а речь артиста (на одном из десятка языков) звучит за кадром
Спектр эмоций, схваченных и переданных этим фильмом, широчайший - тоска, ирония, одиночество, конфликт, любовь, старения, эротическое томление. Недаром многие великие кинематографисты видели в Пине Бауш знаковую фигуру: в 1983-м она сыграла Принцессу в картине Федерико Феллини «И корабль плывет», а два десятилетия спустя его спектакль «Кафе Мюллер» (не обойден и Вендерс в нынешней картине) открывал « Поговори с ней »Педро Альмодовара в самой пронзительной?? и таинственной сцене фильма. Вендерс - отнюдь не великий режиссер, особенно сегодня: его предыдущий опус «Съемки в Палермо» был не просто освистан, а откровенно осмеянный в Каннах - и поделом. Многозначность и подростковый пафос, настигших немца на старости лет, заставляют зрителя его нынешних картин чувствовать себя неудобно. Но в «Пине» эти качества удивительным образом покинули режиссера: перед нами простой, чистый, точный и вдохновенный фильм.
Как ни смешно признавать, дело здесь именно в 3D. Видеозаписей спектаклей Пины Бауш осталось не так уж много - по крайней мере, меньше, чем хотелось бы. Кажется, подобный театр просто не подвластен обычной камере и пленке: зритель должен видеть одновременно общую композицию танцевального представления - и выражения лиц артистов, которые в каком-нибудь «Лебедином озере» имеют исключительно второстепенное значение; видимому, адекватное впечатление от спектаклей Бауш можно получить, только присутствуя на представлении лично. Однако Вендерсу удалось невозможное: показать многоуровневость каждого спектакля, добиться эффекта глубины сцены, соединить в одном кадре сверхбольших и общий план; редкий случай, когда 3D оказалось уместным инструментом в правильных руках.
Именно поэтому «Пена» - первый и в то же время решающий шаг авторского кинематографа к освоению трехмерной проекции. И в то же время шаг современного танца в кинозрителя, которому они могли запросто разминуться. Так что если вы не смогли попасть на спектакли «Танцтеатра», трижды гастролировал в России, то сейчас у вас есть возможность наверстать упущенное, просто купив билет в кино.
Новости: Международные | Добавил: admin | Теги: танца, Третье, измерение | Рейтинг: 0.0/0

Похожие новости


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]



Поиск

Реклама

Присоединяйтесь к нам