Миру пока что больше известен оперный фестиваль в Савонлинна — он учрежден был аж сто лет назад, и меломаны давно привыкли планировать визиты в июльскую Финляндию. С недавних пор в качестве десерта добавлялись и балетные вечера, но лишь с этого года организаторы взялись за дело всерьез. Теперь танцевальной программой занимаются менеджеры петербургского фестиваля «Dance open» — того самого, что каждой весной привозит в Питер по дюжине мировых звезд, — и Савонлинна начинает существовать по правилам этого феста. 11 августа здесь прошел гала-концерт.
Отличительная черта «Dance open» — школьная программа. Уже более десяти лет этот фест дает возможность подросткам со всего мира позаниматься у педагогов Вагановской академии, а потом показать результаты на ученическом гала. Это — зрелище для знатоков и настоящих фанатов, мечтающих вычислить среди тощих птенцов будущих лебедей, тех, из-за кого завтра будут ссориться мировые театры. В Савонлинне теперь тоже есть эта программа — и у станка рядом с десятком строгих учениц Вагановского трудятся тридцать с лишним финских тинейджеров из нескольких балетных школ. Наши, конечно, узнаются мгновенно — по абсолютной выворотности, фирменным «вагановским» мягким рукам; финские же девчонки более разномастны и более свободны. Не факт, что всем им светят классические труппы (хотя есть очень любопытные юные танцовщицы, которых, будем надеяться, увидим потом в Финском национальном балете и других театрах) — но вот тот кайф, что все они испытывают от работы, дает большие надежды на будущее искусства танца как такового.
Школьники выступают в уютном концертном зале Савонлинны, взрослые — артисты Большого и Мариинского театров Екатерина Осмолкина, Михаил Лобухин, Артем Овчаренко, Филипп Степин, Анастасия Сташкевич — в финальном концерте в замке Олавинлинна. «Линна» — это «крепость», и эту крепость основал король-викинг Олаф: его скульптурный портрет стоит в одном из залов музея. По местному преданию, каждое полнолуние он сходит с постамента и обходит замок дозором. Путешествие неизменно заканчивается в винных погребах, откуда древний правитель выходит изрядно нагрузившимся, потому при возвращении на постамент не очень контролирует себя и одна нога высовывается с постамента. (Балетные дети страшно расстроились, что во время феста нет полнолуния; присматривающие за ними взрослые вздохнули с облегчением). Но Олафу танцев не видно — фестиваль занял внутренний двор замка, а не музейные интерьеры.
Балетный фестиваль в старинном замке Олавинлинна — одна из лучших идей, что могут прийти в голову человеку. Ведь классический балет — Бродский, конечно же, прав — действительно «замок красоты», защищающий на время от «прозы дней суровых». Во дворе временно выстроены сцена и внушительный (более тридцати рядов) амфитеатр. Задником стала крепостная стена, а сверху от возможных дождей (что в Финляндии в августе не редкость) публику закрывает поднятый купол (с крепостной стены кажется будто несколько гигантских серых птиц сели на площадь и соприкасаются крыльями). Балетный народ будто подзаряжается от этих стен, от этого сконцентрированного времени — и «Лебединое озеро» обретает вроде бы почти забытую детскую наивность, классическое па-де-де Гзовского (от века называемое «па-де-де Обера») становится, как и должно быть, встречей юных правителей замка, и даже гопак из позабытого балета «Тарас Бульба» смотрится выступлением разошедшегося на королевском пиру посланника из далекой страны.
В Савонлинне всего 28 тысяч жителей, и значительной статьей дохода местного народа является туризм (лето год кормит). Национальные парки Линнансаари и Коловеси, на озере Сайма только в районе города шесть тысяч островов, и путешественники завороженно странствуют по ним и рядом (на некоторые невозможно и высадится — такие они крохотные). Конечно, добираться до городка без своей машины непросто (на автомобиле-то ерунда — 340 километров от Питера), но кто-то едет на автобусах с пересадкой от станции Вайниккале, кто-то летит местным рейсом из Хельсинки. Теперь здесь еще один прочный маяк уже для балетоманов, и можно надеяться, что фестиваль станет знаменит не менее своего оперного собрата.
Источник newtimes
|