Концерт «Три века петербургского балета» прошел на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Официально он был посвящен 275-летию Академии русского балета имени Вагановой, фактически же - юбилею всего русского балета.
Если бы петербуржцы решили во всю мощь провести московские торжества, их гала-концерту могло не быть в балетном мире равных: таким разнообразием выдающихся выпускников не обладает больше ни одна балетная школа мира. Академия, за три века сменившая чуть ли не десяток наименований, не является старейшей. Но ей нет аналогов: вопреки всем катаклизмам, потрясавшим мир, она всегда работала как военный завод - серьезно и бесперебойно, даже в годы блокады, когда основная часть учащихся была эвакуирована на Урал, но другая осталась по традиционному адресу на улице Зодчего Росси. К ее выпускникам всегда было приковано внимание, будь то Евгения Колосова и Авдотья Истомина, воспетые еще Пушкиным, или победительницы недавнего телепроекта «Большой балет» Ольга Смирнова и Кристина Шапран.
Конечно, один концерт не мог бы вместить всех «вагановцев», оставивших след в истории, даже с учетом того, что балет - занятие скоротечное. Мариинский театр представляли Ульяна Лопаткина, Диана Вишнева, Олеся Новикова, Фарух Рузиматов, Игорь Зеленский, Владимир Шкляров, Александр Сергеев и Андрей Ермаков, Большой - Евгения Образцова, Театр имени Станиславского и Немировича-Данченко - Кристина Шапран, балет Венской Оперы - Ольга Есина и Владимир Шишов. Их выступления были прослоены детскими номерами: «Менуэтом» и Мазуркой из «Пахиты» в исполнении младшеклассников, Розовым вальсом из «Щелкунчика», который танцевали ученики старших курсов, «Большим вальсом» и фрагментом из «Класс-концерта», объединявшими всех.
Значительную долю времени отобрали выступления образцового оркестра ВМФ, до этого дня не замеченного в близких связях с балетом, кант XVIII века «Радуйся, Русской земле», Гимн великому городу, закадровый текст и видео-проекции. Преодолеть эту пестроту удалось только Ульяне Лопаткиной с ее потрясающим трагическим скольжением в вариации Эсмеральды и Диане Вишневой с премьером «American Ballet Theatre» Марсело Гомесом, разыгравшими страсть Манон и Де Грие с киношными подробностями. Вагановский метод, собственно, и учит тому, что вокруг балерины могут рваться снаряды, но ничто не должно нарушить бриллиантовую четкость ее па де бурре.
|