«Еврей, поклоняющийся Богу в танце – это еврей в своем нормальном состоянии». С таким лозунгом 19 апреля в Киеве прошел открытый межцерковный семинар, посвященный еврейскому танцу.
Организовали его танцоры группы прославления «Лехаим» Киевской еврейской мессианской общины при поддержке отца Петра Октабы, преподавателя Высшего института религиозных наук св. Фомы Аквинского. Те, кто в этот вечер заглянул «на огонек» в Институт Святого Томы Аквинского, смогли не только услышать нечто новое и интересное о еврейском танцевальном поклонении Богу, но и увидеть разные стили танцев и даже принять в них участие.
- Еврейский народ не разделял жизнь религиозную и простую, повседневную – вся его жизнь была так или иначе «завязана» на Боге. И естественно, для еврея было нормальным состоянием танцевать перед Богом, радоваться перед Богом, – рассказал спикер семинара, руководитель танцевальной группы КЕМО «Лехаим» Александр Базь.
- Понятия танцевать и радоваться в Ветхом Завете зачастую являются словами-синонимами. Более того, когда в Израиле наступали какие-то печальные моменты (Вавилонское пленение и т.п.) в Библии описывалось это и во взаимосвязи с танцами: «Прекратились наши хороводы, прекратились наши танцы».
Сама идея этого семинара возникла уже давно и сейчас, слава Богу, он уже воплотился в жизнь. Мы смогли поделиться с людьми тем, что можно взять у еврейского народа в плане опыта общения с Богом посредством прославления и танцев. Мы уже проводили такие семинары в различных церквях: для мессианских общин, харизматических церквей, некоторых баптистов, и вот сегодня впервые — у католиков. Были разные мнения на этот счет: кто-то считал танцевальное поклонение нормальным именно для еврейского народа, но, не совсем нормальным для себя. Кто-то это принимал. Но сам факт того, что о еврейском танце, как поклонении, сейчас говорится – это уже хорошо.
В этот «танцевальный вечер» говорили об опыте Израиля, как народа Божьего — единственного народа, который на протяжении стольких веков имел опыт общения с Богом, который Бог учил, воспитывал, и который глубоко понимает, как действительно можно славить Бога, в том числе в танцах.
После рассказа об определенном стиле еврейского танца (а в некоторых случаях и показа кратких видео), служители «Лехаима» тут же демонстрировали всю зажигательность, красоту и искренность каждого танца.
Среди основных стилей рассматривались: «местечковый», в котором отдельным блоком стоит хасидский стиль; йеменский стиль, мизрахи (в переводе означает «восток»), в котором сплелись некоторые восточные стили, а также изначально арабский танец дебка. Отдельно отметили и так называемый «израильский» стиль танца (на сленге танцоров – «беговой») – быстрые, ритмичные танцы в платьях и свободных костюмах. В современном Израиле их танцуют массово, большими группами, существует даже целый фестиваль израильского танца.
Попробовать себя в простом, но очень веселом танце предложили в конце семинара и всем участникам. Так что каждый смог прочуствовать, как легко и свободно в движении можно высказать свое почтение и восхищение Самому Главному Зрителю.
Свое одобрение и интерес к дальнейшему изучению еврейского танца-поклонения высказал и отец Петр Октава (орден отцов-доминиканцев), соорганизатор семинара со стороны института Святого Томы Аквинского в Киеве: - Я був одним із співорганізаторів сьогоднішньої зустрічі, тобто щось вже знав про всі речі, які тут були представлені. Але, справді, матеріали, які були представлені, — біблійні корені і деякі традиції, форми релігійного молитовного танцю – розширили мої знання, було багато нового і цікавого… Я і сам активно брав участь у танці в кінці семінару і мені дуже сподобалося!
В нашому ордені не славлять Бога в танці, це не прийнято. Але ясно, що в залежності від культури, народності, служіння проходитимуть інакше, в інших формах. Наші більш стримані у порівнянні із єврейською традицією. Мені здається, що кожна традиція має свої форми і міняти їх різко — важкувато.
Я думаю, що наша служба — чи католицька, чи православна, греко-католицька — не буде в собі так сильно включати форми, власне, танцю. Але все-таки ми можемо підкреслювати молитву формами рухів, жестами… В католицькій літургії немає танцю, але жести тіла є, поклони, знак хрещення, стояння на колінах — це також жести поваги до Бога. Підсумовуючи, скажу, що я задоволений що усе відбулося так невимушено, весело й цікаво. Сподіваюся, наступного разу буде ще цікавіше.
Александр Базь: - Существуют ли какие-то особенности именно мессианского еврейского танца? В сравнении с просто еврейским… - Существуют. Если взять восточное направление «мизрахи», то в нем мы не используем движения бедрами и некоторые другие «соблазнительные» движения, которые себе сейчас позволяют в светском государстве Израиля, потому что для нас это недопустимо. Собственно, из разных стилей еврейского танца мы берем то, что можем использовать в прославлении Бога.
- Что главное в танце как в форме молитвы Богу? - Я думаю, как в молитве, так и в танце важна искренность. Потому что в Библии Бог призывает это все делать искренне. Вспомним хотя бы опыт Давида — спонтанный опыт танцевального прославления, когда он уносил ковчег. Этот танец как раз был связан с тем, что сердце Давида было полно радости и ликования. Давид танцевал для Бога искренне.
Мы очень любим импровизацию, потому что под прославление не танцуются поставленные танцы, — под прославление танцует сердце.
В чем-то это похоже на то, что в свое время говорили хасиды про нигуны — «наши уста поют какие-то слова, которые мы, может и не знаем, не понимает. Но в это время говорит наше сердце». То же самое они говорили про танцы: «Наши руки-ноги танцуют, потому что наше сердце радуется и танцует», «когда мы танцуем, мы немножечко отрываемся от земли».
Мы понимаем, что у нас должна быть правильная танцевальная база, чтобы мы могли вести других людей за собой, показывать им, как славить Бога. Но в то же время мы должны это делать искренне. То есть вот этот процесс — отдаваться Богу в танце, искренне радоваться перед Ним – это и есть самое главное!
|