В рамках фестиваля «Летние балетные сезоны» на сцене Российского академического молодежного театра выступили гости из Киева. Балетная труппа под руководством Раду Поклитару привезла с собой спектакли «Квартет-а-тет», «Двое на качелях» и «In Pivo Veritas» («Истина в пиве»), все постановки одноактные.
Раду Поклитару стал хорошо известен российской публике после московского Международного конкурса артистов балета в 2001 году, на котором его наградили за хореографию номера «Три грузинские песни». После этого молодому автору доверили поставить «Ромео и Джульетта» в современной версии на сцене Большого театра совместно с британским режиссером Декланом Доннелланом. Но из-за протеста наследников композитора Прокофьева по поводу сокращения и неправильного использования музыки их предка, спектакль в афише надолго не задержался. Это был не единственный подобный случай. Когда Поклитару ставил в Прибалтике прокофьевскую «Золушку», она так же была отвергнута праводержателями музыки, но тут он не растерялся – и это невиданный случай для балета – просто заказал новую партитуру, под уже поставленную хореографию. Поклитару с того времени нашел себе постоянную труппу в Киеве и, видимо, зарекся ставить Прокофьева.
«Двое на качелях» – одноактовый опус, поставленный по пьесе Уильяма Гибсона, сопровождается музыкой Баха (в отличие от Прокофьева, к счастью не оставил потомков), которая на этот раз приправлена знойно-мексиканскими мелодиями. Балет «Двое на качелях» о том, как двое (мужчина и женщина) пытаются преодолеть одиночество. На сцене всего по два: два героя, две кровати, два телефона, которые непрерывно звонят, но один кочующий чемодан. Та пластика, которой наделены персонажей, изначально дает понять своей угловатостью и растерянностью, что гармонии в финале ждать не стоит. Герои напоминают нам дергающихся марионеток, подвешенных за нити судьбы, становится ясно, что незримый кукловод, давший героям ненадолго стать счастливыми, без сожаления перережет эти нити.
Музыка, написанная для балета «Квартет-а-тет» композитором из Голландии Адомом Маасомом (квартет для четырех виолончелей), часто пронизывается шумами естественного происхождения (гром, шум грозы), а иллюстрируется при помощи театра теней (четверка танцовщиков в полосатых трико). Дуэты постоянно видоизменяются, то распадаясь на одиночные выступления, то сливаясь обратно в квартет, меняются даже в размерах – их фигуры соединяются в нечто нечеловеческое благодаря подсветке из глубины сцены. «Кто, с кем и почему» - эти вопросы возникают в течение всего балета, а к финалу усиливаются: квартет демонстрирует полнейшую неразбериху, приклеиваясь друг к другу скотчем по принципу «моя нога с чужой рукой».
Балет «In Pivo Veritas», определенный постановщиком как «слабоалкогольное зрелище», переплетается с ирландскими народными и застольными мотивами, и музыкой Ренессанса. Он призван расслабить восприятие зрителя в конце трилогии. Визуальный ряд названию полностью соответствует: атмосфера и столы старинного кабачка, повсюду кружки с пивом (кстати сказать, не бутафорским), ящики с бутылками, бочонки, артисты танцуют в килтах, все чокаются. Кто-то из артисток путается и надевает на одну ногу пуанту, а на другой оказывается обычный тапочек. Под ирландскую музыку веселятся, под Ренесанс испытывают более тонкие чувства, все происходящее порой очень сложно связать с сюжетом.
«Киев модерн-балет», по мнению украинских рецензентов, «пытается удерживаться на высоком творческом уровне, каким бы непосильным трудом это ни оказывалось», пусть не всегда у него это получается гладко. Эта труппа – одна из немногих в СНГ, которая борется за свое небогатое выживание в области современного авторского танца, в то время как в любом раскрученном варьете платят гораздо больше.
Источник kino-teatr.ru
|