Гастроли японской труппы «Санкай Дзюку» состоялись в Российском молодежном театре. Японские артисты, проповедующие танец буто, показали в Москве спектакль «Тобари».
Компания «Санкай Дзюку» была основана в 1975 году хореографом Усио Амагацу и уже приезжала в Москву 12 лет назад. Тогда-то о весьма специфическом танце буто впервые и услышали в России.
Заполненный зал РАМТа погрузился почти поголовно: заторможенности
«Тобари» не вынесло лишь человек пять, сбежавших во время действия. И
единственное, о чем следовало бы пожалеть, так это о том, что типовой
театральный зал съедает добрую треть красоты этого «горизонтального»
спектакля с обилием партерных мизансцен. Его надо смотреть с галерки:
тогда звездное небо задника сольется со звездным черным кругом,
покрывающим планшет сцены, и никакая рампа не помешает вам отправиться в
космос вместе с персонажами «Тобари».
«Тобари» (такое древнее слово-понятие, что в современном японском не употребляется) примерно переводится как «ниспадающая пелена». Не конкретный покров, но природное явление — вроде уносимой ветром тучи или завесы дождевых капель. Таким же природным явлением выглядят артисты с их выбеленными телами, бритыми черепами, узловатыми кистями рук, способными то распускаться нежнейшей розой, то скрючиваться сухой лапкой дохлого варана. С их скользящей нечеловеческой походкой, умением замирать в горизонтальных позах, соприкасаясь с опорой лишь бедром или плечом, с нереально замедленными движениями и готовностью перевоплотиться в камень, дерево или иной неодушевленный объект. Но каждый из этих семи кудесников — лишь тень самого Усио Амагацу, чье непостижимое искусство заставляет следить за тем, как он поднимает голову или медленно-медленно складывается в позу зародыша, с таким напряжением, словно вот-вот вам откроется тайна бытия.
|