Парижская опера закрыла сезон балетом «Знаки» (Signes). Шедевр американки Каролин Карлсон и французского художника Оливье Дебре на музыку французского композитора Рене Обри вернулся в репертуар в пятый раз, но публика принимала его как премьеру.
В 1997 году «Знаки» стали сенсацией. Спектакль сорвал Benois de la danse в главных категориях: лучшая хореография (Каролин Карлсон), лучшая балерина (парижская этуаль Мари-Клод Пьетрагалла) и впервые балетный «Оскар» дали за сценографию — художнику Оливье Дебре. Собственно, он и стоял у истоков постановки, настойчиво предлагая директору балета Парижской оперы Брижит Лефевр найти хореографа, который бы «оживил» его абстрактные, пылающие полотна. Художественная поэзия требовала поэзии хореографической, и Каролин Карлсон справилась с этим заданием.
«Знаки» — это семь самостоятельных балетов, перетекающих один в другой; за каждым стоит картина Дебре и отдельная история, но не сюжетная, а эмоциональная.
Эмоциями зрителей Карлсон и Дебре манипулируют мастерски. Как только бесконфликтная красота «Знаков» ввергает публику в блаженное оцепенение, они выпускают «Балтийских монахов»: черно-красное войско мужчин решительно и безапелляционно пресекает инертную созерцательность балета. Дополнительную порцию бунтарства и неистового счастья добавляют «Краски Мадурайи». Артисты здесь выглядят точно гусеницы — тела затянуты в яркий трикотаж, и торчит только одна голова, украшенная причудливыми шляпками.
Самым красноречивым телом, способным отразить малейшую эмоцию, обладает этуаль Мари-Аньес Жило. Именно за «Знаки» эта рослая балерина с широкими плечами и длинными томными ногами получила высший балетный ранг в Парижской опере. И она его подтверждает с блеском. Выглядящая не слишком выигрышно в традиционных классических балетах здесь Жило неподражаема и незаменима.
|