В репертуаре Большого театра спектакль просуществовал до 1990 года. За это время было дано 99 представлений и примерно столько же во время гастролей во Франции, Германии, Англии и других странах. В 2001 году Григорович поставил «Ивана Грозного» для труппы «Кремлевский балет», а в 2003 - возобновил балет в Париже с новым поколением французских артистов. Кроме того, осуществил постановку в Краснодаре.
- Обратившись вновь к этой музыке и к этому сюжету, я по-прежнему не стремлюсь никак актуализировать коллизии той эпохи. Мы, конечно, не властны над возникающими ассоциациями и перекличками века ХVI и ХХI. Но я не стремлюсь никогда давать оценки подобным глобальным явлениям в своих спектаклях. Балет вообще не для того существует" - цитирует сайт Большого театра слова Юрия Григоровича.
Дирижер-постановщик новой редакции «Ивана Грозного» - музыкальный руководитель Большого театра Василий Синайский. На премьере главные партии исполнят солисты балетной труппы Большого Павел Дмитриченко, Анна Никулина и Артем Овчаренко.
- Иван Грозный - мощная личность, царь, который правил более полувека и очень многое сделал для России. Я не согласен с тем, что его называют тираном, кровожадным. Для меня - это сильный духом, верующий человек, - сказал РИА Новости Павел Дмитриченко.
По словам танцовщика, он задолго начал готовиться к этой работе - ездил в места, где бывал Иван Грозный, изучал исторические документы, смотрел фильм Эйзенштейна, - все, для того, чтобы глубже понять и проникнуть в самую суть этого образа.
- Партия нелегка и в техническом плане, но как только я выхожу на сцену, полностью погружаюсь во времена Грозного, в 16 век, проживаю жизнь царя. И физические нагрузки ощущаю только после спектакля. И все, кто занят в спектакле, были настолько увлечены этой работой, что бесконечные репетиции и прогоны с утра до вечера только заряжали новой энергией и не позволяли поддаться усталости, - сказал Дмитриченко.
Как рассказал танцовщик, он много работал с Юрием Григоровичем, балеты которого считает основой основ, на которые надо равняться.
- Я счастлив, что масштабные творения Григоровича, составившие мировую славу балета Большого, возвращаются на нашу сцену, - сказал Дмитриченко.
Что касается исполнителя роли князя Курбского Артема Овчаренко, то он готовил свою партию с народным артистом РФ Борисом Акимовым, первым исполнителем Курбского в Большом театре.
- Для меня как лирического танцовщика это было как бы против моей природы, совершенно новый опыт. Мне как исполнителю роли романтического Ромео надо было перевоплотиться в образ грозного князя Курбского. Причем, по ходу спектакля и развития сюжета, он предстает таким разным - властным, сильным, страдающим, сомневающимся, и все эти перемены надо было прочувствовать и передать в танце, - сказал Овчаренко.
Танцовщик добавил, что такие роли очень важны для артиста - они позволяют развиваться и расти не только как танцовщику, но и как человеку, обогащая знаниями литературы и истории.
В спектакле использованы фрагменты музыки к известному фильму Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный», фрагменты «Русской увертюры», кантаты «Александр Невский» и Третьей симфонии.